МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 2006 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N
854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи
бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату
вознаграждения за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
школ" (Российская газета, 2006, 14 января) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об
осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений (далее - Рекомендации).
2. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ
довести Рекомендации до государственных общеобразовательных
учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных
учреждений.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
к Приказу Минобрнауки России
от 3 февраля 2006 г. N 21
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 "О порядке
предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов
Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за
выполнение функций классного руководителя педагогическим
работникам государственных общеобразовательных школ субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования
в интересах человека, общества, государства. Основной задачей
воспитания является формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении
выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в
решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на
которого возложены функции классного руководителя (далее -
классный руководитель).
В соответствии с пунктом 66 Типового положения об
общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252) (далее - Типовое
положение), на педагогического работника общеобразовательного
учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения
могут возлагаться функции классного руководителя по организации и
координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста,
осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии
с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02
(введены в действие Постановлением главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 N 44,
зарегистрированным Минюстом России 5 декабря 2002 г., рег. N 3997)
и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях,
расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных
классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких
классов (до четырех) объединяются в класс-комплект. Независимо от
ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов
должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект
трех-четырех классов - не более 15 человек.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися
и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
- организация социально значимой творческой деятельности
обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный,
системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа
предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, личностно ориентированного подхода к
обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных
отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного
выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного
возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и
формах воспитательной деятельности, владеть современными
технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо
учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании
обучающихся (лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также с
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками
и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в
коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики
их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива
класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель
выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями,
оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы
и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты,
соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно
руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в
соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным
учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса,
возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально
значимой творческой деятельности обучающихся в классе.
Критерии оценки осуществления функций
Классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя
можно оценивать на основании двух групп критериев:
результативности и процесса деятельности.
Критерии результативности деятельности отражают тот уровень,
которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии
(уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской
зрелости).
Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию
управленческих функций классного руководителя (организация
воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с
педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном
классе, и другими участниками образовательного процесса, а также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения,
родителями (иными законными представителями) обучающихся и
общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
|