МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/22
Вопрос. 9 марта 2005 г. Минфин России выпустил письмо N 03-03-
01-04/1/102. Вывод письма заключался в том, что "оплата труда
работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не может
включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать
налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются
положения ст. 99 ТК РФ".
23 сентября 2005 г. Федеральной налоговой службой РФ было
выпущено письмо N 02-1-08/195@ "По вопросу учета для целей
налогообложения прибыли расходов по оплате сверхурочных работ,
превышающих 120 часов в год", в котором изложена позиция,
заключающаяся в возможности отнесения к расходам в целях
налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих
сверхурочно (в т.ч., если количество часов, отработанных им
сверхурочно, превышает 120 ч в год), при условии, если такая
обязанность предусмотрена трудовым договором, заключенным с
работником. В указанном письме дается ссылка на аналогичную
позицию Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-
тарифной политики от 15.08.2005 N 03-03-02/62). Ознакомиться с
содержанием данного письма не представляется возможным, так как в
правовых базах ("Консультант", "Гарант") и публикациях прессы
текста данного письма не содержится.
Прошу подтвердить возможность отнесения к расходам в целях
налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих
сверхурочно (в т.ч., если количество часов, отработанных ими
сверхурочно, превышает 120 ч в год).
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрел письмо по вопросу включения в состав расходов,
уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций, расходов на оплату труда
работников, работающих сверхурочно, если количество часов,
отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год, и сообщает
следующее.
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются
любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах,
стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления,
связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами
законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255 Кодекса относит к расходам на оплату труда
начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера,
связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к
тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в
многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон
обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях
труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные
дни, производимые в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99
Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы не
должны превышать для каждого работника четырех часов в течение
двух дней подряд и 120 ч в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с
положениями ст. 152 Трудового кодекса РФ, которой определен
минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном
размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к
сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду и занятости,
нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе
(например, превышение максимально допустимого числа часов
сверхурочной работы в год) не должно отразиться на реализации
права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена
обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд
работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением
ограничений, установленных ст. 99 Трудового кодекса РФ.
В целях налогообложения прибыли все расходы, признаваемые при
исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены
и обоснованы, т.е. экономически оправданы, и направлены на
получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По нашему мнению, оплату сверхурочной работы с согласия
работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда работников,
работающих сверхурочно (в т.ч. если количество часов, отработанных
ими сверхурочно, превышает 120 ч в год), в целях налогообложения
прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно п. 3 ст. 255
Кодекса при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым
договором, заключенным с работником.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|