КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2006 г. N 34-О
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 18
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАН А.А. ЛУКЬЯНОВА
И М.В. МОРДОВИНА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о прекращении
производства по делу о проверке конституционности положений статьи
18 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с
жалобой граждан А.А. Лукьянова и М.В. Мордовина,
установил:
1. 8 ноября 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации
принял к производству жалобу граждан А.А. Лукьянова и М.В.
Мордовина на нарушение их конституционных прав положениями статьи
18 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года),
устанавливающими, что гражданин Российской Федерации наделяется
полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) по
представлению Президента Российской Федерации законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта
Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным Федеральным
законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, в связи с
истечением в марте 2005 года срока полномочий Губернатора
Саратовской области граждане А.А. Лукьянов и М.В. Мордовин
направили в Саратовскую областную Думу заявления о выдвижении
своих кандидатур в порядке самовыдвижения на должность губернатора
Саратовской области, в чем им было отказано в связи с отсутствием
необходимых условий для рассмотрения их кандидатур наряду с
кандидатурой, представленной Президентом Российской Федерации. 3
марта 2005 года Саратовская областная Дума приняла решение о
наделении полномочиями губернатора Саратовской области лица, чья
кандидатура была предложена Президентом Российской Федерации.
Данное решение А.А. Лукьянов и М.В. Мордовин обжаловали в Волжский
районный суд города Саратова, как нарушающее их право на равный
доступ к государственной службе. Отказывая в принятии данного
заявления, судья этого суда в определении от 17 июня 2005 года
указал, что при принятии обжалованного решения Саратовской
областной Думой была соблюдена установленная действующим
федеральным законодательством, в том числе статьей 18 Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", процедура наделения гражданина
полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации); право же
гражданина выдвинуть свою кандидатуру на соответствующую должность
в порядке самовыдвижения действующим законодательством не
предусмотрено.
По мнению заявителей, статья 18 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" умаляет право граждан избирать и быть избранными на
должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации), является вторжением
Российской Федерации в лице Президента Российской Федерации в
сферу ведения субъектов Российской Федерации и тем самым нарушает
статьи 3 (часть 2), 11 (часть 2), 32, 55 (часть 2) и 73
Конституции Российской Федерации.
2. Вопросы, поставленные заявителями, уже получили свое
разрешение в Постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке
конституционности отдельных положений Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
В этом Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации
признал не противоречащими Конституции Российской Федерации
положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 18 Федерального
закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 11 декабря 2004 года "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"),
согласно которым гражданин Российской Федерации наделяется
полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) по
представлению Президента Российской Федерации законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что
возможность граждан Российской Федерации принимать участие в
прямых выборах высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) и быть
избранными на соответствующую должность, не имея непосредственного
конституционного закрепления, по своему нормативному содержанию не
является необходимым элементом конституционного права граждан
избирать и быть избранными в органы государственной власти и иных
прав, закрепленных статьей 32 Конституции Российской Федерации.
Соответствующие возможности граждан производны от организации
государственной власти в субъекте Российской Федерации и
предопределяются порядком замещения указанной должности, который
устанавливался федеральным законом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации. Поскольку же из Конституции Российской
Федерации не вытекает, что прямые выборы являются единственно
правомерным способом получения гражданином Российской Федерации
полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации), новый порядок не может
рассматриваться как ограничение конституционного права и тем самым
- как нарушение статей 32 и 55 Конституции Российской Федерации.
Что же касается права Президента Российской Федерации
предлагать законодательному (представительному) органу
государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуру
на должность высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации), то, как
следует из названного Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации, само по себе такое право Президента
Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее
принципы разделения властей и федерализма, поскольку окончательное
решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) принимается именно
законодательным (представительным) органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, который является полноправным
органом народного представительства.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации отметил,
что, по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона "Об
общих с принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", в целях более полного обеспечения права субъектов
Российской Федерации самостоятельно формировать свои органы
государственной власти не исключается как возможность
представления Президентом Российской Федерации законодательному
(представительному) органу субъекта Российской Федерации
нескольких кандидатур на должность высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации), так и возможность внесения самим законодательным
(представительным) органом субъекта Российской Федерации
предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре
(кандидатурах) на данную должность.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части
первой статьи 43, статьей 68 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности
положений статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в
связи с жалобой граждан А.А. Лукьянова и М.В. Мордовина, поскольку
по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации
было вынесено Постановление от 21 декабря 2005 г. N 13-П,
сохраняющее свою силу.
2. Настоящее Определение окончательно и обжалованию не
подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|