ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2006 года
Дело N 83-Г05-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании от 1 февраля 2006 г.
гражданское дело по заявлению Б. о признании противоречащим
федеральному законодательству и недействующим пункта 3 статьи 3
Закона Брянской области от 10 декабря 2004 г. "О мерах социальной
поддержке ветеранов в Брянской области" по кассационной жалобе
заявителя на решение Брянского областного суда от 26 октября 2005
г., которым постановлено: "В удовлетворении заявления Б. о
признании противоречащим федеральному законодательству и
недействующим пункта 3 статьи 3 Закона Брянской области от 10
декабря 2004 г. N 91-З "О мерах социальной поддержки ветеранов в
Брянской области" - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Б. обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то,
что является ветераном труда, военным пенсионером и имеет право на
предоставление мер социальной поддержки. Однако оспариваемой
нормой областного Закона введены возрастные ограничения на
предоставление мер социальной поддержки (при достижении мужчинами
возраста 60 лет, женщинами - 55 лет). Указанная норма противоречит
Федеральному закону "О ветеранах", который не содержит возрастных
ограничений на предоставление мер социальной поддержки и статьям
18, 21 (часть 1), 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, Б. просит его
отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, не
передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы
указывает на то, что суд неправильно определил обстоятельства дела
и применил нормы материального права. Решение не содержит ответов
на приведенные им доводы. Вывод суда не соответствует
конституционным принципам и смыслу целенаправленной социальной
поддержки конкретной категории лиц и безосновательно утверждается
право субъекта РФ определять правовые основания и круг получателей
мер социальной поддержки. Решение суда не отвечает требованиям
жизнедеятельности общества и его справедливого развития, условиям
жизни в Брянской области.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Действительно, Федеральный закон "О ветеранах", с изменениями,
внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, не
содержит возрастных ограничений на предоставление мер социальной
поддержки. Между тем, в соответствии с внесенными изменениями,
прежний Закон не регулирует рассматриваемых отношений. Меры
социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными
нормативными актами субъектов Российской Федерации (ст. 22) и эти
меры являются расходными обязательствами субъектов Российской
Федерации (ст. 10), которые вправе осуществлять эти полномочия за
счет своих средств.
С учетом положений федерального законодательства и был принят в
Брянской области Закон, устанавливающий меры по социальной
поддержке ветеранов области.
Судом установлено, что и в прежних редакциях Федерального
закона "О ветеранах" право на меры социальной защиты ветераны
труда имели по достижении возраста, дающего право на пенсию по
старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" (ст. ст. 22, 23) (мужчины по достижении 60
лет, женщины - 55 лет). Так, статьей 22 Федерального закона от 12
января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до
1 января 2005 г.) определялось, что льготы лицам, имеющим звание
"Ветеран труда", в том числе бесплатный проезд в транспорте,
предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в
соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими
трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи
определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным
основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо
получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на
льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при
достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в
соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской
Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не
установлено иное.
Следовательно, на Б. право на реальное получение льгот,
перечисленных в ст. 22 Федерального закона "О ветеранах", как на
военного пенсионера, не достигшего 60 лет, не распространялось.
При рассмотрении дела судом признано, что оспариваемой нормой
Закона Брянской области не нарушены требования ст. 153
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ,
устанавливающей, что при издании органами государственной власти
субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов,
связанных с изменением после 31 декабря 2004 г. порядка и условий
реализации льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной
форме, условия предоставления таких льгот не могут быть ухудшены.
Установлено, что совокупный объем финансирования для данной
категории граждан после 1 января 2005 г. в Законе Брянской области
от 10 декабря 2004 г. N 93-З "Об областном бюджете на 2005 год" не
только не уменьшен, а увеличен по сравнению с 2004 годом. Так,
расходы из областного бюджета на реализацию Закона области "О
мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области" в 2005
году предусмотрены в размере 610675,3 руб., в то время как в 2004
году на реализацию ФЗ "О ветеранах" расходы областного бюджета
были предусмотрены в размере 403890,5 тыс. руб.
Таким образом, оспариваемым Законом области не ухудшены условия
предоставления мер социальной поддержки.
Доводы Б. о нарушении его прав на предоставление мер социальной
поддержки не могут быть признаны обоснованными, поскольку
оспариваемые им положения Закона области, закрепляя условия
предоставления ветеранам труда прав и льгот, обеспечивают тем
самым повышение их социальной защищенности и, следовательно, сами
по себе не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо
конституционные права и свободы граждан, включая получателей
пенсии за выслугу лет по Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК
РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 26 октября 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без
удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.ПИРОЖКОВ
Судьи
Г.В.МАКАРОВ
Л.А.КАЛИНИНА
|