Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.02.2006 N 58-Г05-37 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТ. 1 ЗАКОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 29.12.2004 N 240 "О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРЕ ВЫПЛАТЫ ОПЕКУНАМ (ПОПЕЧИТЕЛЯМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ), В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА В ЧАСТИ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕЙ РАЗМЕР...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 1 февраля 2006 года
   
                                                      Дело N 58-Г05-37
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Хаменкова В.Б.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  П.
   о   признании   противоречащей  федеральному   законодательству   и
   недействующей ст. 1 Закона Хабаровского края от 29 декабря 2004  г.
   N  240 "О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям) денежных
   средств    на    содержание   детей,   находящихся    под    опекой
   (попечительством),  в Хабаровском крае" по кассационной  жалобе  П.
   на решение Хабаровского краевого суда от 25 октября 2005 г.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М.
   Маслова,    объяснения    представителя    Законодательной     Думы
   Хабаровского    края    М.Н.   Романовской,   возражавшей    против
   удовлетворения    кассационной   жалобы,    заключение    помощника
   Генерального   прокурора  Российской  Федерации  Н.Ю.   Гончаровой,
   полагавшей  решение  в  части  взыскания  госпошлины  отменить,   в
   остальном  оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       статьей 1 Закона Хабаровского края "О порядке и размере выплаты
   опекунам  (попечителям)  денежных  средств  на  содержание   детей,
   находящихся  под опекой (попечительством), в Хабаровском  крае"  от
   29   декабря   2004  года  N  240  в  соответствии  с  Конституцией
   Российской  Федерации,  Семейным кодексом  Российской  Федерации  и
   Федеральными    законами    "Об   общих    принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  устанавливаются  порядок  и  размер  выплаты   денежных
   средств  опекунам  (попечителям) на содержание  детей,  находящихся
   под опекой (попечительством) (далее - подопечные) предусмотрено:
       1.   Минимальный   размер   денежных   средств,   выплачиваемых
   ежемесячно  опекунам  (попечителям)  на  содержание  подопечных   в
   Хабаровском крае (далее - край), устанавливается в размере:
       1)  в  районах  Крайнего Севера и приравненных  к  ним  районах
   (Охотский,  Аяно-Майский,  Николаевский,  имени  Полины   Осипенко,
   Тугуро-Чумиканский,   Советско-Гаванский,   Ванинский,    Ульчский,
   Верхнебуреинский):
       на детей в возрасте до 7 лет - 3300 рублей;
       на детей в возрасте 7 лет и старше - 3500 рублей;
       2)  в  других  районах Хабаровского края (Амурский,  Солнечный,
   Комсомольский,  Бикинский,  имени  Лазо,  Вяземский,   Хабаровский,
   Нанайский), городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре:
       на детей в возрасте до 7 лет - 3150 рублей;
       на детей в возрасте 7 лет и старше - 3350 рублей.
       2.  Размер  выплаты  денежных  средств  опекунам  (попечителям)
   подлежит  индексации в соответствии с законом о краевом бюджете  на
   очередной финансовый год.
       П., являющаяся опекуном несовершеннолетнего ребенка, обратилась
   в  Хабаровский  краевой суд с заявлением о признании противоречащей
   федеральному  законодательству  и недействующей  ст.  1  названного
   Закона,  ссылаясь  на  то, что указанной нормой  установлен  размер
   текущих  денежных выплат меньше, чем был установлен  Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  20.06.1992   N   409   "О
   неотложных  мерах  по  социальной  защите  детей-сирот   и   детей,
   оставшихся без попечения родителей" и Положением о порядке  выплаты
   денежных  средств на питание, приобретение одежды,  обуви,  мягкого
   инвентаря  для  детей,  находящихся под  опекой  (попечительством),
   утвержденном   приказом  Минобразования  Российской  Федерации   от
   19.08.1999  N  199, что противоречит п. 2 ст. 55, п.  "в"  ст.  114
   Конституции    Российской   Федерации,   а    также    федеральному
   законодательству.  Кроме того, оспариваемая  норма  нарушает  права
   ребенка   в   связи   с   отсутствие   положений,   устанавливающих
   единовременную  выдачу денежных средств на полный комплект  одежды,
   обуви  и  мягкого  инвентаря при передаче  (устройстве)  опекаемого
   ребенка в семью опекуна.
       Решением  Хабаровского краевого суда от 25 октября  2005  г.  в
   удовлетворении заявленных требований П. отказано.
       В кассационной жалобе П. просит указанное решение суда отменить
   в  связи с неправильным применением судом норм материального  права
   и нарушением норм процессуального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации пришла к следующему.
       Пунктом   "ж"   статьи  72  Конституции  Российской   Федерации
   координация  вопросов здравоохранения; защита  семьи,  материнства,
   отцовства   и   детства;  социальная  защита,  включая   социальное
   обеспечение  отнесены к совместному ведению Российской Федерации  и
   субъектов  Российской  Федерации. По предмету  совместного  ведения
   субъект  Российской  Федерации  вправе  принимать  законы  и   иные
   нормативные   акты,  которые  не  могут  противоречить  федеральным
   законам.
       Федеральным  законом  от  1  декабря  1996  года  N  159-ФЗ  "О
   дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и  детей,
   оставшихся  без  попечения  родителей" определены  общие  принципы,
   содержание  и меры государственной поддержки детей-сирот  и  детей,
   оставшихся без попечения родителей.
       Как  указано  в  ст.  1 данного Закона, полное  государственное
   обеспечение   детей-сирот   и  детей,  оставшихся   без   попечения
   родителей,  -  это  предоставление им за время пребывания  в  семье
   опекуна,   попечителя,  приемных  родителей  бесплатного   питания,
   бесплатного  комплекта  одежды  и обуви,  бесплатного  общежития  и
   бесплатного  медицинского  обслуживания или  возмещение  их  полной
   стоимости и др.
       Право  опекуна  на  получение ежемесячно  денежных  средств  на
   содержание    ребенка   было   установлено   п.   3   Постановления
   Правительства  РФ  от  20.06.92  N  409  "О  неотложных  мерах   по
   социальной  защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения
   родителей"   в   ред.   от  14.05.2001.  Этим   же   Постановлением
   установлены  нормы  питания, обеспечения  одеждой,  обувью,  мягким
   инвентарем  и  необходимым  оборудованием  детей-сирот   и   детей,
   оставшихся без попечения родителей.
       Приказом  Минобразования России от 19 августа  1999  г.  N  199
   утверждено   Положение  о  порядке  выплаты  денежных  средств   на
   питание,  приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для  детей,
   находящихся   под   опекой   (попечительством),   п.   1   которого
   установлено,   что  денежные  средства  на  питание,   приобретение
   одежды,    обуви,   мягкого   инвентаря   выплачиваются    опекунам
   (попечителям)   исходя  из  установленных   натуральных   норм   по
   фактическим ценам данного региона.
       Кроме  этого,  право  опекуна на получение ежемесячно  денежных
   средств  на содержание ребенка предусмотрено абз. 2 п.  5  ст.  150
   Семейного кодекса Российской Федерации.
       Таким  образом,  до 1 января 2005 г. размер и  порядок  выплаты
   денежных  средств  на  содержание  детей,  находящихся  под  опекой
   (попечительством) определялся, исходя из установленных  натуральных
   норм по фактическим ценам данного региона.
       Федеральным   законом  от  22.08.2004  N  122-ФЗ  "О   внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации и  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов   Российской
   Федерации  в  связи  с  принятием Федеральных законов  "О  внесении
   изменений  и  дополнений в Федеральный закон  "Об  общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной власти субъектов Российской  Федерации"  и
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации"  в  ст.  152  Семейного  кодекса  Российской
   Федерации внесены изменения и с 1 января 2005 г. порядок  и  размер
   денежных   средств   определяется  законами   субъекта   Российской
   Федерации.
       Согласно  ч.  2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ  в  рамках
   длящихся  правоотношений для лиц, у которых возникло  до  1  января
   2005  года  право на компенсации в натуральной форме или  льготы  и
   гарантии,   носящие   компенсационный  характер,   закрепленные   в
   отменяемых   настоящим   Федеральным  законом   нормах,   настоящий
   Федеральный  закон  не  может рассматриваться  как  не  допускающий
   реализацию  возникшего в указанный период права на эти компенсации,
   льготы  и  гарантии  в форме и размерах, предусмотренных  настоящим
   Федеральным законом.
       При   издании   органами   государственной   власти   субъектов
   Российской Федерации и органами местного самоуправления в  связи  с
   принятием  настоящего  Федерального  закона  нормативных   правовых
   актов должны быть соблюдены следующие условия:
       вновь  устанавливаемые размеры и условия оплаты труда  (включая
   надбавки  и  доплаты),  размеры и условия выплаты  пособий  (в  том
   числе  единовременных) и иных видов социальных выплат,  гарантии  и
   компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не  могут
   быть  ниже  размеров  и условий оплаты труда  (включая  надбавки  и
   доплаты),   размеров  и  условий  выплаты  пособий  (в  том   числе
   единовременных)  и  иных  видов  социальных  выплат,   гарантий   и
   компенсаций  в  денежной  форме, предоставлявшихся  соответствующим
   категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
       при  изменении  после 31 декабря 2004 года  порядка  реализации
   льгот  и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан  до
   указанной    даты    в   натуральной   форме,   совокупный    объем
   финансирования  соответствующих  льгот  и  выплат  не  может   быть
   уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
       В   преамбуле  Федерального  закона  "О  внесении  изменений  в
   законодательные  акты  РФ  и признании утратившими  силу  некоторых
   законодательных актов Российской Федерации..." от 22  августа  2004
   года  N  122-ФЗ  установлены  цели  государственно-правовой  охраны
   основных  прав  и  свобод на основе разграничения полномочий  между
   федеральными   органами   государственной   власти    и    органами
   государственной  власти  субъектов  РФ,  в  том  числе   приведения
   системы  социальной  защиты  граждан  в  соответствие  с  принципом
   разграничения     полномочий    между     федеральными     органами
   государственной  власти, органами государственной власти  субъектов
   РФ и органами местного самоуправления.
       В  соответствии  со  ст.  85 Бюджетного  кодекса  РФ  расходные
   обязательства  субъекта РФ возникают в результате принятия  законов
   и  иных  нормативных правовых актов субъекта РФ  при  осуществлении
   органами   государственной  власти  субъектов  РФ   полномочий   по
   предметам  совместного  ведения, указанных  в  пункте  2  ст.  26.3
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах     организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов РФ", в том числе решение  вопросов
   социальной  поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без  попечения
   родителей   (за   исключением  детей,  обучающихся  в   федеральных
   образовательных  учреждениях).  Названные  расходные  обязательства
   субъекта   РФ   устанавливаются  органами  государственной   власти
   субъекта  РФ  самостоятельно  и  исполняются  за  счет  собственных
   доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
       Оспариваемый   Закон,  как  указано  в  преамбуле,   принят   в
   соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации,  федеральным
   законодательством   и  определяет  порядок  и  размер   ежемесячных
   денежных  выплат опекуну (попечителю) на содержание  детей-сирот  и
   детей,  оставшихся  без попечения родителей, переданных  под  опеку
   (попечительство), на территории Хабаровского края.
       Удовлетворяя  требование заявителей, суд пришел к обоснованному
   выводу   о  том,  что  оспариваемое  положение  Закона,  в   части,
   устанавливающей    размер   денежных   выплат,   не    противоречит
   федеральному законодательству.
       Судом  установлено,  что в соответствии с Законом  Хабаровского
   края  N 155 от 29.12.2003 "О бюджетной системе Хабаровском края  на
   2004 год" на выплату ежемесячных пособий на детей, находящихся  под
   опекой  (попечительством),  в краевом  бюджете  было  предусмотрено
   136100  тыс. руб. и сумма ежемесячного пособия на одного опекаемого
   ребенка составляла 3124 руб.
       Законом  Хабаровского  края  от 14.02.2005  N  263  "О  краевом
   бюджете  на  2005 год" на названные цели предусмотрено 171443  тыс.
   руб.,  и  в  соответствии с ч. 1 оспариваемого краевого  Закона  "О
   порядке  и размере выплаты опекунам (попечителям) денежных  средств
   на  содержание  детей, находящихся под опекой (попечительством),  в
   Хабаровском  крае", сумма ежемесячного пособия, как  указано  выше,
   составляет:  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
   районах:  на  детей в возрасте до 7 лет - 3300  руб.;  на  детей  в
   возрасте  7  лет  и  старше  -  3500  руб.;  в  других  районах   -
   Хабаровского  края, городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре:  на
   детей в возрасте до 7 лет - 3150 руб.; на детей в возрасте 7 лет  и
   старше - 3350 руб.
       Таким  образом,  в  2005  г.  в  Хабаровском  крае  на  выплату
   опекунских пособий предусмотрено на 25% больше финансовых  средств,
   при  этом  размер  выплат денежных средств заявителю  увеличился  с
   3124 руб. в 2004 г. до 3350 руб. в 2005 г.
       Следовательно,  установленный оспариваемой нормой  Закона  края
   размер  выплат не меньше сумм выплачиваемых опекунам  по  состоянию
   на 31 декабря 2004 года.
       При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии противоречия
   положений  оспариваемого Закона края федеральному  законодательству
   является правильным.
       Довод  кассационной  жалобы  о  неполном  возмещении  указанных
   расходов  не  свидетельствует  о противоречии  Закона  Хабаровского
   края  федеральному закону, касается не нормоконтроля, а  исполнения
   указанного Закона.
       Между  тем довод в кассационной жалобе о нарушении судом первой
   инстанции   норм   процессуального  права  в  части  неправомерного
   взыскания  с  заявителя государственной пошлины  Судебная  коллегия
   полагает обоснованным.
       В соответствии с п. 15 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской
   Федерации  от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым  в  судах
   общей  юрисдикции,  освобождаются  истцы  при  рассмотрении  дел  о
   защите прав и законных интересов ребенка.
       Принимая   во   внимание,  что  заявитель   является   опекуном
   несовершеннолетнего ребенка и обратилась в Хабаровский краевой  суд
   с  заявлением об оспаривании Закона субъекта Российской  Федерации,
   затрагивающего  права  и законные интересы детей,  находящихся  под
   опекой   (попечительством),   на   нее   распространяется   льгота,
   предусмотренная ст. 333.36 названного Кодекса.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Хабаровского  краевого суда  от  25  октября  2005  г.
   отменить  в части взыскания с П. государственной пошлины в  размере
   100 руб. в доход федерального бюджета.
       В остальной части решение суда оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Б.ХАМЕНКОВ
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                            А.М.МАСЛОВ
                                                          А.В.ХАРЛАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz