ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 февраля 2006 г. N 03-2-03/210@
О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не
подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения)
реализация на территории Российской Федерации работ (услуг,
включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов
внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых
сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская
проводка.
Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 149 Налогового кодекса
освобождение от налогообложения в соответствии с положениями
данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской
деятельности в интересах другого лица на основе договоров
поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное
не предусмотрено Налоговым кодексом.
Предметом перечисленных договоров, исходя из положений
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс), является возмездное оказание посреднических
нематериальных услуг.
Из смысла вышеприведенных норм Налогового кодекса следует, что
если работы (услуги), перечисленные в подпункте 23 пункта 2 статьи
149 Налогового кодекса, выполняются на основе агентского договора,
то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном
порядке, если местом деятельности покупателя услуг признается
территория Российской Федерации, с учетом особенностей определения
налоговой базы, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса.
Согласно статье 237 Кодекса торгового мореплавания Российской
Федерации (далее - Кодекс торгового мореплавания), морской агент
выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в
порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта,
оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с
портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и
его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует
суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по
требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза,
оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы,
подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает
грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта,
экспедирование груза и совершает иные действия в области морского
агентирования.
Если предмет договора, заключенного между налогоплательщиком,
оказывающим услуги, перечисленные в подпункте 23 пункта 2 статьи
149 Налогового кодекса, в частности, услуги по агентскому
обслуживанию судов, и покупателем этих услуг, соответствует
положениям вышеуказанной статьи Кодекса торгового мореплавания, то
этот договор следует рассматривать как договор морского
агентирования.
Исходя из определений договора морского агентирования (статья
237 Кодекса торгового мореплавания) и агентского договора (статья
1005 Гражданского кодекса), договор морского агентирования по
своей сути является одной из разновидностей агентского договора,
следовательно, к нему применяются нормы главы 52 Гражданского
кодекса.
С учетом изложенного, реализация на территории Российской
Федерации услуг по агентскому обслуживанию российских морских и
речных судов в период их стоянки в российских портах, оказанных по
агентскому договору, в том числе по договору морского
агентирования, подлежит налогообложению налогом на добавленную
стоимость.
М.П.МОКРЕЦОВ
|