Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.02.2006 N 9-Г05-22 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА О ПРИЗНАНИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ РАЗДЕЛА III ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2005 Г., УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.02.2005 N 23, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 1 февраля 2006 года
   
                                                       Дело N 9-Г05-22
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Еременко Т.И.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора  Нижегородской  области о  признании  не  соответствующим
   федеральному   законодательству   и   недействующим   Раздела   III
   Программы     государственных    гарантий    оказания     населению
   Нижегородской  области бесплатной медицинской помощи  на  2005  г.,
   утвержденной постановлением правительства Нижегородской области  от
   7  февраля  2005  г. N 23 по кассационному представлению  прокурора
   Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда  от
   24 октября 2005 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Еременко     Т.И.,    объяснения    представителей    правительства
   Нижегородской   области   по   доверенности   А.И.    Цыганова    и
   территориального   фонда  обязательного  медицинского   страхования
   Нижегородской    области   по   доверенности   Л.Е.    Апреликовой,
   возражавших   против  удовлетворения  кассационного  представления,
   заключение  помощника  Генерального прокурора Российской  Федерации
   Е.Л.  Воскобойниковой, полагавшей решение оставить  без  изменения,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       правительством  Нижегородской  области  7  февраля  2005   года
   принято  постановление  N 23 "О программе государственных  гарантий
   оказания  населению  Нижегородской области  медицинской  помощи  на
   2005 год".
       Разделом III названного постановления установлено, что в рамках
   Территориальной  программы обязательного  медицинского  страхования
   населению   Нижегородской   области  предоставляется   амбулаторно-
   поликлиническая, стационарная помощь при новообразованиях.
       Прокурор   Нижегородской  области  обратился  в   Нижегородский
   областной  суд с заявлением о признании противоречащим федеральному
   законодательству  и  недействующим  раздела  III  постановления,  в
   обоснование  своего требования указал, что согласно  ст.  41  Основ
   законодательства об охране здоровья граждан мероприятия,  связанные
   с  лечением злокачественных новообразований, относятся к расходному
   обязательству субъектов РФ.
       Однако   оспариваемым   постановлением  в   части   обеспечения
   медицинской  помощи населению при злокачественных  новообразованиях
   в  рамках  Программы  ОМС  постановление противоречит  федеральному
   законодательству,   поскольку  согласно  положениям   постановления
   медицинская  помощь при новообразованиях предоставляется  населению
   Нижегородской  области не за счет областного бюджета,  а  в  рамках
   Программы  ОМС,  тем  самым необоснованно относя  финансирование  к
   средствам обязательного медицинского страхования.
       Ссылки   на   оказание   бесплатной  медицинской   помощи   при
   злокачественных новообразованиях за счет бюджета области  раздел  4
   оспариваемого  постановления  правительства  области,   содержащего
   перечень заболеваний, лечение которых производится за счет  средств
   областного бюджета, не содержит.
       В  судебном заседании прокурор Нижегородской области заявленные
   требования поддержал.
       Представители    правительства    Нижегородской    области    и
   Территориального   фонда  обязательного  медицинского   страхования
   Нижегородской   области  просили  суд  отказать  в   удовлетворении
   заявления прокурора Нижегородской области.
       Решением Нижегородского областного суда от 24 октября 2005 г. в
   удовлетворении   заявленных  требований   прокурору   Нижегородской
   области отказано.
       Прокурор   Нижегородской  области  обратился   с   кассационным
   представлением, в котором просит указанное решение суда отменить  в
   связи  с  нарушением судом норм материального права  и  вынести  по
   делу    новое    решение,   которым   признать    несоответствующим
   федеральному законодательству и недействующим Раздел III  Программы
   государственных  гарантий оказания населению Нижегородской  области
   бесплатной    медицинской   помощи   на   2005   г.,   утвержденной
   постановлением  правительства Нижегородской области  от  7  февраля
   2005 г. N 23.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
       В  соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация
   вопросов  здравоохранения, социальная защита находятся в совместном
   ведении  РФ  и  субъектов  РФ.  По  предметам  совместного  ведения
   Российской  Федерации  и  субъектов Российской  Федерации  издаются
   федеральные  законы и принимаемые в соответствии с  ними  законы  и
   иные  нормативные  правовые  акты субъектов  Российской  Федерации.
   Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации не могут противоречить федеральным законам.
       Согласно   п.  15  ст.  5  Основ  законодательства   Российской
   Федерации  "Об  охране здоровья граждан" от  22  июля  1993  г.  (в
   редакции  Федерального  закона от 30.06.2003  N  86-ФЗ)  к  ведению
   Российской  Федерации в вопросах охраны здоровья граждан  относится
   утверждение  программы государственных гарантий оказания  гражданам
   Российской  Федерации бесплатной медицинской помощи,  включающей  в
   себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
       К  компетенции субъектов Российской Федерации в силу п. п. 2, 5
   ст.   7   данных   Основ   относится   разработка   и   утверждение
   территориальных   программ   государственных   гарантий    оказания
   гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
       В  соответствии со ст. 12 Закона РФ "О медицинском  страховании
   граждан    в    Российской    Федерации"   территориальные    фонды
   обязательного  медицинского страхования создаются  законодательными
   органами субъекта Российской Федерации.
       Согласно   ст.   22   названного   Закона   базовую   программу
   обязательного  медицинского страхования разрабатывает  Министерство
   здравоохранения   РФ   и   утверждает   Правительство    Российской
   Федерации.  На  основе  базовой программы  органы  государственного
   управления     субъектов     Российской    Федерации     утверждают
   территориальные  программы обязательного медицинского  страхования.
   Объем  и  условия  оказания  медицинской помощи,  предусматриваемые
   территориальными  программами, не могут быть ниже  установленных  в
   базовой программе.
       На  основании ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации
   "Об охране здоровья граждан" Постановлением Правительства РФ от  11
   сентября  1998  г.  N  1096  утверждена  Программа  государственных
   гарантий   оказания   гражданам  Российской  Федерации   бесплатной
   медицинской помощи. Кроме того, Правительство Российской  Федерации
   рекомендовало  органам исполнительной власти  субъектов  Российской
   Федерации   на   основании   Методических  рекомендаций   утвердить
   территориальные   программы   государственных   гарантий   оказания
   гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
       В  силу требований федерального законодательства правительством
   Нижегородской  области принято оспариваемое постановление,  которым
   предусмотрено,    что    в    рамках   Территориальной    программы
   обязательного   медицинского  страхования  населению  Нижегородской
   области предоставляется амбулаторно-поликлиническая помощь,  в  том
   числе  оказываемая  в дневных стационарах всех типов,  стационарная
   помощь при новообразованиях.
       Статьей 10 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском
   страховании  граждан  в  РФ" предусмотрено формирование  финансовых
   средств  нескольких  систем  здравоохранения  РФ:  государственной,
   муниципальной  систем  здравоохранения  и  государственной  системы
   обязательного медицинского страхования.
       На  основании ст. 41 Основ законодательства об охране  здоровья
   граждан  от  22.07.1993  N 5487-1 (в ред.  Федерального  закона  от
   22.08.2004 N 122-ФЗ), Закона РФ "О медицинском страховании  граждан
   в  РФ"  финансовое  обеспечение  мероприятий  по  оказанию  медико-
   социальной   помощи   гражданам,  страдающим  социально   значимыми
   заболеваниями, является расходным обязательством субъектов РФ.
       В  соответствии  с  Перечнем  социально  значимых  заболеваний,
   утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004  N  715,
   к таким заболеваниям относятся злокачественные новообразования.
       Гражданам,     страдающим    онкологическими     заболеваниями,
   оказывается  специализированная медицинская помощь в онкологических
   диспансерах  за счет финансирования из бюджета субъекта  Российской
   Федерации.
       В  соответствии с ч. 4 ст. 20 Основ законодательства об  охране
   здоровья   граждан  гарантированный  объем  бесплатной  медицинской
   помощи   предоставляется  гражданам  в  соответствии  с  Программой
   государственных  гарантий оказания гражданам  Российской  Федерации
   бесплатной медицинской помощи.
       Между   тем   в   соответствии   с   разделом   III   Программы
   государственных  гарантий оказания гражданам  Российской  Федерации
   бесплатной   медицинской   помощи   на   2005   год,   утвержденной
   Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2004  года  N  690,  в
   рамках  базовой  программы  обязательного медицинского  страхования
   предоставляется  амбулаторно-поликлиническая и стационарная  помощь
   при новообразованиях.
       Базовая  программа осуществляется за счет средств обязательного
   медицинского страхования.
       Федеральная     программа    и    территориальная     программа
   государственных  гарантий оказания населению Нижегородской  области
   бесплатной медицинской помощи на 2005 год, предусматривают  базовый
   норматив выделения денежных средств на оказание медицинской  помощи
   гражданам  бесплатно при новообразованиях, независимо от того,  что
   на    лечение    злокачественных   новообразований   финансирование
   осуществляется за счет средств бюджета субъекта федерации.
       Дав     анализ     положениям     действующего     федерального
   законодательства   и   оспариваемого  постановления,   суд   первой
   инстанции  сделал  правильный вывод о том, что  медицинская  помощь
   при   новообразованиях,  как  при  доброкачественных,  так  и   при
   злокачественных,  финансируется  за  счет  средств   как   субъекта
   федерации,   так  и  за  счет  средств  обязательного  медицинского
   страхования    в   соответствии   с   нормативами,   установленными
   Программой  государственных гарантий оказания гражданам  Российской
   Федерации  бесплатной  медицинской помощи и бюджетом  Нижегородской
   области. При этом было учтено, что финансирование оказания  медико-
   социальной     помощи    больным,    страдающим    злокачественными
   новообразованиями,  осуществляется  конкретно  из  средств  бюджета
   субъекта федерации.
       Довод кассационного представления о том, что медицинская помощь
   при   новообразованиях   предоставляется  населению   Нижегородской
   области  не  за счет областного бюджета, а в рамках Программы  ОМС,
   т.е.  финансируется  за  счет  средств  обязательного  медицинского
   страхования,  что  противоречит принципам самостоятельности  систем
   здравоохранения  и  положениям  федерального  законодательства,   а
   также  нарушает  права  и законные интересы плательщиков  страховых
   взносов,  был предметом исследования в суде первой инстанции  и  не
   нашел подтверждения.
       Как  установлено судом, финансовое обеспечение  мероприятий  по
   оказанию    медико-социальной    помощи    гражданам,    страдающим
   злокачественными   новообразованиями   в   Нижегородской   области,
   осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации.
       Так,   в  соответствии  с  Законом  Нижегородской  области   от
   31.12.2004  N  169-З "Об областном бюджете на 2005 г."  из  средств
   областного    бюджета    осуществляется   финансовое    обеспечение
   мероприятий  по  оказанию  специализированной  медицинской   помощи
   населению  в областном онкологическом диспансере и в онкологических
   диспансерах,  находящихся в ведении органов местного самоуправления
   Нижегородской  области,  что предусмотрено территориальной  целевой
   программой  "Онкология в Нижегородской области  на  период  2004  -
   2007 гг.".
       Кроме того, в Нижегородской области принят специальный Закон от
   8  сентября 2005 г. N 121-З "О мерах специальной поддержки граждан,
   страдающих   социально  значимыми  заболеваниями  и  заболеваниями,
   представляющими  опасность для окружающих",  в  силу  ст.  5  этого
   Закона  финансирование мер социальной поддержки граждан, страдающих
   социального значимыми заболеваниями, представляющими опасность  для
   окружающих,   производится   за  счет  средств   бюджета   субъекта
   Российской  Федерации.  В соответствии с  п.  6  ст.  1  названного
   Закона   к   таким   заболеваниям   относятся   и   злокачественные
   новообразования.
       То  обстоятельство, что финансирование медико-социальной помощи
   производится  также  за  счет  средств  обязательного  медицинского
   страхования,  не  свидетельствует, по мнению суда,  о  противоречии
   оспариваемой  нормы  федеральному законодательству,  поскольку  как
   федеральной,   так  и  территориальной  программой  государственных
   гарантий   оказания  населению  Нижегородской  области   бесплатной
   медицинской  помощи  на  2005  г.  предусмотрен  базовый   норматив
   выделения   денежных   средств  на  оказание   медицинской   помощи
   гражданам при новообразованиях.
       Из  материалов  дела  видно, что за счет средств  обязательного
   медицинского  страхования  в Нижегородской  области  осуществляется
   приобретение  лекарственных  средств,  мягкого  инвентаря,  питание
   больных,   выплата  заработной  платы  персоналу,   другие   статьи
   расходов   финансируются  за  счет  средств   субъекта   Российской
   Федерации.
       Разрешая заявленные требования, суд правильно пришел к выводу о
   том,  что  предоставление медицинской помощи при  новообразованиях,
   признаки  злокачественности которых не установлены, не регулируется
   ни  Основами  законодательства РФ об охране  здоровья  граждан,  ни
   Постановлением  Правительства  РФ от  01.12.2004,  в  связи  с  чем
   предоставление   медицинской  помощи   в   рамках   территориальной
   программы    ОМС   не   противоречит   действующему    федеральному
   законодательству   с  учетом  того  обстоятельства,   что   вопросы
   здравоохранения   и   социальной  защиты  относятся   к   предметам
   совместного  ведения  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
       При   таких   обстоятельствах  Судебная  коллегия  не   находит
   оснований для отмены обжалуемого решения суда.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Нижегородского областного суда от 24 октября  2005  г.
   оставить  без  изменения,  а кассационное  представление  прокурора
   Нижегородской области - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz