МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 января 2006 г. N 01-06/2955
О ВВОЗЕ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ
8704 ТН ВЭД РОССИИ, ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
ФТС России в связи с поступающими запросами таможенных органов
и изданием распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об
упорядочении правовой базы таможенного дела" разъясняет следующее.
На основании пункта 69 Положения о паспортах транспортных
средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение
о ПТС), утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России,
Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134
(зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842), снятие
установленных таможенным органом ограничений по использованию и
распоряжению транспортным средством производится таможенным
органом по письменному заявлению в произвольной форме собственника
или владельца транспортного средства.
Согласно абзацу второму пункта 69 Положения о ПТС при снятии
наложенных ограничений в разделе "Особые отметки" паспорта
напротив строки "20. Таможенные ограничения" паспорта
транспортного средства таможенным органом проставляется отметка:
"Ограничения по использованию и распоряжению транспортным
средством сняты", а также указывается наименование, номер и дата
документа об уплате таможенных платежей или решения таможенного
органа о снятии установленных ограничений либо номер пункта и
наименование нормативного акта с датой издания и регистрационным
номером, на основании которого ограничения были сняты.
Учитывая изложенное, в тех случаях, когда соответствующие
ограничения в паспорте были установлены на основании положений
правового акта, признанного недействующим на основании
распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении
правовой базы таможенного дела", таможенным органам следует
принимать решения о снятии установленных ограничений по
письменному заявлению в произвольной форме собственника или
владельца транспортного средства с оформлением принятого решения
согласно порядку, установленному пунктом 69 Положения о ПТС,
руководствуясь следующими положениями законодательства Российской
Федерации.
Согласно пункту 44 Положения о паспортах транспортных средств и
паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД
России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от
23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России
29.07.2005, рег. N 6842) в строке 20 "Таможенные ограничения"
указываются установленные таможенными органами в соответствии с
законодательством Российской Федерации ограничения по пользованию
и (или) распоряжению транспортными средствами, ввозимыми на
территорию Российской Федерации. Если ограничения не были
установлены, в данной строке производится запись: "не
установлены".
Возможность применения специальной таможенной процедуры
перемещение товаров физическими лицами (глава 23 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - ТК России)) обусловлена
предназначением товаров/транспортных средств (далее - товары).
Предназначение товаров для личного пользования либо для
осуществления предпринимательской деятельности определяется
таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах,
их характера и количества, а также из частоты перемещения товаров
через таможенную границу.
Пунктом 6 статьи 282 ТК России четко определено, что товары,
ввозимые на таможенную территорию в соответствии с данной статьей,
рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного
обращения.
Кроме того, согласно положениям статьи 151 ТК России условному
выпуску подлежат товары в случае, если льготы по уплате таможенных
пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской
Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению
товарами. Согласно положениям Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 (далее - Закон) тарифной
льготой, предоставляемой в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не
предназначенных для производственной или иной коммерческой
деятельности в соответствии с ТК России, является только полное
освобождение от уплаты пошлины (статья 34, подп. "и" статьи 35
Закона). При этом применение в отношении транспортных средств,
классифицируемых в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России, единой
ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов
таможенной стоимости указанных транспортных средств не является
предоставлением тарифной льготы в виде снижения ставки пошлины,
поскольку статья 37 Закона допускает предоставление указанной
тарифной льготы только в отношении категорий товаров по перечню,
установленному данной статьей. В указанный перечень не включены
товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в
рамках соответствующих специальных таможенных процедур,
установленных ТК России.
Положениями пункта 3 статьи 151 и пункта 3 статьи 185
Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при
перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для
личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты налога на
добавленную стоимость и акциза, подлежащих уплате в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации, определяется ТК России.
Согласно положениям главы 23 ТК России применение единых ставок
таможенных пошлин, налогов не является льготой по уплате
таможенных пошлин, налогов и установлено общим порядком уплаты
таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для
личного пользования (пункт 2 статьи 287 ТК России).
Таким образом, ограничения на пользование и распоряжение
транспортными средствами, классифицируемыми в товарной позиции
8704 ТН ВЭД России и ввезенными в соответствии со статьей 282 ТК
России (т.е. в отношении которых были уплачены таможенные платежи
и произведено таможенное оформление в соответствии с нормами
таможенного законодательства Российской Федерации), не могут быть
установлены.
При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации физическими лицами,
должностным лицам таможенных органов в случаях возникновения
спорных вопросов необходимо учитывать, что основанием для отказа в
таможенном оформлении товаров в порядке, установленном главой 23
ТК России, является только факт установления предназначения их как
товаров, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности. Толкование положений таможенного законодательства
Российской Федерации таким образом, что общий порядок уплаты
таможенных платежей должен навязываться физическим лицам в тех
случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленных по
ставкам, применяемым в рамках общего порядка, выше, чем в
неторговом обороте, не соответствует сути и смыслу таможенного
законодательства Российской Федерации.
Заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ
|