ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2006 года
Дело N 64-Г05-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Маслова А.М.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям
Невельского районного Собрания депутатов и К. о признании
недействующими п. 1 ст. 1 Закона Сахалинской области от 17 июня
2005 г. N 42-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области
"О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской
области" в части признания утратившим силу п. 9 п. 2 в части,
касающейся Невельского района, п. 3, п. 5 в части, касающейся
приложений 20, 21, 22, по кассационным жалобам Невельского
районного Собрания депутатов и К. на решение Сахалинского
областного суда от 31 октября 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Маслова А.М., объяснения представителя Невельского районного
Собрания депутатов Плешевени О.В. и К., поддержавших доводы
кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение отменить,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Законом Сахалинской области от 17 июня 2005 года N 42-ЗО
внесены изменения в Закон Сахалинской области от 21 июля 2004 года
N 524 "О границах и статусе муниципальных образований в
Сахалинской области" ("Губернские ведомости", 2004, 4 августа).
Невельское районное Собрание депутатов и К. обратились в
Сахалинский областной суд с заявлениями о признании
противоречащими федеральному законодательству и недействующими
пункта 9 статьи 1, подпункта 1 статьи 1.1., статей 1, 2,
приложений N 20, 21, 22 Закона Сахалинской области от 17 июня 2005
года "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах
и статусе муниципальных образований в Сахалинской области".
В обоснование своих требований заявители указали, что
оспариваемый Закон Сахалинской области в части лишения статуса
городского округа и наделения муниципального образования
"Невельский район" статусом муниципального района противоречит п.
7 ст. 13 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку
изменение статуса муниципального образования произведено без учета
мнения жителей Невельского района, что повлекло нарушение
конституционных прав заявителей на осуществление местного
самоуправления и не позволило Невельскому районному Собранию
депутатов в силу пункта 5 статьи 24 Федерального закона РФ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" провести голосование по вопросу преобразования
муниципального образования. При этом субъектом РФ уже было
реализовано право, предоставленное подп. 1 п. 1 ст. 85
Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", в Законе Сахалинской
области N 524 от 21.07.2004 "О границах и статусе муниципальных
образований в Сахалинской области", так как Невельский район уже
был наделен статусом городского округа. Поскольку указанный в
Федеральном законе N 131-Ф3 срок (до 01.03.2005) является
пресекательным, субъекту РФ не предоставляется право менять статус
муниципальных образований.
В судебном заседании заявители уточнили свои требования и
просили признать недействующими в статье 1 оспариваемого Закона
Сахалинской области пункт 1 в части признания утратившим силу
пункта 9 статьи 1 Закона Сахалинской области от 21 июля 2004 года
N 524 "О границах и статусе муниципальных образований в
Сахалинской области", пункт 2 - в части, касающейся Невельского
района, пункт 3, пункт 5 - в части, касающейся приложений 20, 21,
22.
Представитель губернатора Сахалинской области полагал
заявленные требования необоснованными.
Решением Сахалинского областного суда от 31 октября 2005 г. в
удовлетворении заявленных требований Невельского районного
Собрания депутатов и К. отказано.
Невельское районное Собрание депутатов и К. подали кассационные
жалобы, в которых просят решение Сахалинского областного суда
отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявлений.
Полагают, что суд неправильно применил материальный закон, дал
ошибочную оценку заявленным требованиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ установление
общих принципов организации местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в РФ, действует федеральный закон.
Статьей 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с действующими изменениями) предусмотрено,
что местное самоуправление осуществляется на всей территории
Российской Федерации в городских, сельских поселениях,
муниципальных районах, городских округах и на внутригородских
территориях городов федерального значения. Границы территорий
муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами
субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями,
предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного
Федерального закона в целях организации местного самоуправления в
Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона органы государственной власти субъектов
Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы
муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные
образования статусом городского, сельского поселения, городского
округа, муниципального района.
На основании абзаца 1 части 3 статьи 84 данного Федерального
закона изменение границ и преобразование существующих
муниципальных образований допускается исключительно в порядке и по
основаниям, установленным статьями 84 и 85, с соблюдением
требований статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
Главой 12 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6
октября 2003 года (далее - ФЗ N 131-ФЗ), опубликованного 8 октября
2003 года и вступающего в силу с 1 января 2006 года, за
исключением главы 12 "Переходные положения", которая действует со
дня опубликования Закона, предусмотрен переходный период,
особенности осуществления местного самоуправления в который
установлены положениями ст. 84, а меры по реализации этих
положений - ст. 85 этого Федерального закона.
Порядок установления границ муниципальных образований и
наделения их статусом городского, сельского поселения, городского
округа или муниципального района предусмотрен ст. ст. 11 - 13
Федерального закона N 131-Ф3.
Согласно пункту 3 статьи 84 указанного закона изменение границ
и преобразование муниципальных образований, существующих на день
вступления в силу главы 12 названного Федерального закона, до 1
января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по
основаниям, установленным статьями 84 и 85 названного Федерального
закона. Изменение границ и преобразование указанных выше
муниципальных образований производятся с соблюдением требований
соответственно статей 12 и 13 названного Федерального закона. При
этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся
муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей
главы, требования пунктов 6, 7 и 10 части 1 ст. 11 названного
Федерального закона не применяются.
В силу ст. 13 Федерального закона РФ N 131-Ф3 преобразованием
муниципальных образований является объединение муниципальных
образований, разделение муниципальных образований, изменение
статуса городского поселения в связи с наделением его статусом
городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 9 статьи 1 Закона
Сахалинской области от 21 июля 2004 года N 524 "О границах и
статусе муниципальных образований в Сахалинской области"
установлены границы муниципального образования "Невельский район"
и оно наделено статусом городского округа.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Сахалинской области от 17 июня 2005
года N 42-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О
границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской
области" пункт 9 Закона Сахалинской области "О границах и статусе
муниципальных образований в Сахалинской области" признан
утратившим силу.
Пунктом 2 статьи 1 оспариваемого Закона указанный Закон
Сахалинской области от 21 июля 2004 года N 524 дополнен статьей
1.1 следующего содержания: установить границы в соответствии с их
картографическим описанием, приведенным в приложениях, и наделить
статусом муниципального района Невельский район с административным
центром в городе Невельск.
Пунктом 3 статьи 1 этого Закона Закон Сахалинской области от 21
июля 2004 года N 524 дополнен статьей 1.2 следующего содержания:
1. Образовать в границах муниципального образования "Невельский
район" муниципальное образование, наделив его статусом городского
поселения, - "Невельское городское поселение", включающее в себя
территории населенных пунктов: город Невельск, село Колхозное,
село Амурское, село Лопатино, село Селезнево, село Ясноморское,
село Придорожное, село Раздольное, и установить границы в
соответствии с картографическим описанием, приведенным в
приложении 20.
2. Образовать в границах муниципального образования "Невельский
район" следующие муниципальные образования, наделив их статусом
сельского поселения и установив границы в соответствии с
картографическим описанием, приведенным в приложениях:
1) Горнозаводское сельское поселение, включающее в себя
населенные пункты: село Горнозаводск - административный центр
сельского поселения, село Ватутино (приложение 21);
2) Шебунинское сельское поселение с административным центром в
селе Шебунино, включающее в себя село Шебунино (приложение 22).
Пунктом 5 статьи 1 оспариваемого Закона Закон Сахалинской
области от 21 июля 2004 года N 524 дополнен приложениями 20, 21,
22 и др. с картографическим описанием границ Невельского
городского поселения, Горнозаводского сельского поселения и
Шебунинского сельского поселения.
Как видно из материалов дела, городские и сельские населенные
пункты, а именно: г. Невельск, село Колхозное, село Амурское, село
Лопатино, село Селезнево, село Ясноморское, село Придорожное, село
Раздольное, село Горнозаводск, село Ватутино, село Шебунино,
наделенные оспариваемым Законом статусом городских и сельских
поселений, располагались в границах Невельского района, который на
день вступления в силу главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ
являлся муниципальным образованием.
Разрешая заявленное требование, областной суд исходил из того,
что содержащиеся в оспариваемых пунктах статьи 1 Закона
Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской
области "О границах и статусе муниципальных образований в
Сахалинской области" положения нельзя признать и расценивать как
преобразование муниципального образования "Невельский район" (в
том числе - как лишение статуса городского округа), поскольку
статус городского округа в силу указанного Федерального закона РФ
N 131-Ф3 муниципальное образование "Невельский район" приобрело бы
с 1 января 2006 года, а наделение муниципального образования
"Невельский район" статусом муниципального района произведено
органами государственной власти субъекта РФ во исполнение
Федерального закона РФ N 131-Ф3 в рамках существовавшего ранее
муниципального образования. В связи с чем не требовалось при
наделении муниципального образования "Невельский район" статусом
муниципального района и согласие населения каждого из образуемых
поселений (п. 7 ст. 13 Федерального закона N 131-Ф3).
Абзацами 1 - 3 части 3 статьи 84 Федерального закона от 6
октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что
изменение границ и преобразование муниципальных образований,
существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период
со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года
допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным
настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона.
Изменение границ и преобразование муниципальных образований,
существующих на день вступления в силу настоящей главы,
производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и
13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских
и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на
день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и
10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не
применяются.
Наделение Законом Сахалинской области городских, сельских
населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося
муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей
главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не
является изменением границ, преобразованием указанного района.
Принимая во внимание особенности переходного периода,
содержащиеся в положениях Федерального закона N 131-ФЗ, и то, что
наделение муниципального образования "Невельский район" статусом
муниципального района произведено органами государственной власти
Сахалинской области во исполнение Федерального закона РФ N 131-Ф3
в рамках существовавшего ранее муниципального образования, суд
первой инстанции правильно пришел к выводу, что при данных
обстоятельствах дела согласие населения не требовалось и
обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб о том, что срок 1 марта 2005 г.
является пресекательным, в связи с чем субъект Российской
Федерации, принимая оспариваемый Закон, вышел за пределы
предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, не
могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Истечение установленного срока не означает утрату органом
государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий
устанавливать, изменять границы муниципальных образований,
наделять их соответствующим статусом, которые предоставлены ему
ст. ст. 10 - 13 Федерального закона, не означает, что в случае
непринятия в указанный срок решения об установлении границ и
наделении муниципального образования статусом такое решение не
может быть принято вообще. Кроме того, решение Сахалинской
областной Думы состоялось в рамках продолжающейся реформы органов
местного самоуправления
Иные доводы кассационных жалоб направлены на иную оценку
обстоятельств дела и не могут являться основанием к отмене решения
суда.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Сахалинского областного суда от 31 октября 2005 г.
оставить без изменения, а кассационные жалобы Невельского
районного Собрания депутатов и К. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.ПИРОЖКОВ
Судьи
А.М.МАСЛОВ
Т.И.ЕРЕМЕНКО
|