КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2006 г. N 23-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ГЛАДКОВА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 106 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.М. Гладкова вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобе гражданина В.М. Гладкова, отбывающего наказание в
виде лишения свободы в тюрьме, оспаривается конституционность
положений статьи 106 УИК Российской Федерации, согласно которой
осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда к
выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и
прилегающих к ним территорий (часть первая); к указанным работам
осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от
работы время, а их продолжительность, как правило, не должна
превышать двух часов в неделю (часть третья).
По мнению заявителя, приведенные нормативные положения, которые
могут позволить администрации исправительной колонии, куда он
предположительно будет переведен из тюрьмы для дальнейшего
отбывания наказания, привлекать его вопреки его воле и без
судебного решения к обязательным неоплачиваемым работам по
благоустройству исправительного учреждения и прилегающих
территорий в течение 104 часов в год, нарушают его конституционные
права, гарантированные статьями 2, 6 (часть 2), 7, 15, 16, 17, 18,
19, 37 (часть 2), 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные В.М. Гладковым материалы, не находит оснований для
принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин
вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
жалобой на нарушение законом своих конституционных прав и свобод и
такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом,
примененным или подлежащим применению в деле заявителя,
затрагиваются его конституционные права и свободы.
Между тем из представленных заявителем материалов не
усматривается, что на основании статьи 106 УИК Российской
Федерации он привлекался администрацией исправительного учреждения
по месту отбывания наказания к работам по благоустройству этого
учреждения, что в силу пункта 2 статьи 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" препятствует принятию его жалобы к рассмотрению.
2.2. Закрепляя конституционные права и свободы человека и
гражданина, Конституция Российской Федерации в то же время
устанавливает, что эти права и свободы могут быть ограничены
федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,
прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства (статья 55, часть 3).
Применительно к лицам, совершившим преступления, ограничения
прав и свобод устанавливаются федеральным законом прежде всего в
виде наказания, заключающегося согласно статье 43 УК Российской
Федерации в лишении или ограничении их прав и свобод. В
соответствии с частью второй статьи 10 УИК Российской Федерации
осужденным при исполнении наказания гарантируются права и свободы
граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,
установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным
законодательством Российской Федерации; вместе с тем они не могут
быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей,
кроме случаев, установленных федеральным законодательством.
Закрепленный уголовно-исполнительным законодательством статус
осужденных предусматривает, в частности, необходимость соблюдения
ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления
обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том
числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их
проживания и работы. Эти правила предполагают выполнение
осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими
наказания, которые, как следует из статьи 2 (подпункт "е" пункта
2) Конвенции МОТ N 29 от 28 июня 1930 года относительно
принудительного или обязательного труда и статьи 4 (подпункт "d"
пункта 3) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не
могут расцениваться как принудительный или обязательный труд,
поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой
пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их
обычными гражданскими обязанностями. Привлечение осужденных в
установленном законом порядке к такого рода работам не может
расцениваться как произвольное возложение на них дополнительных
обязанностей, поскольку, назначая осужденному наказание в виде
лишения свободы, суд тем самым предопределяет необходимость и
возможность использования в силу закона (часть вторая статьи 9 УИК
Российской Федерации) в качестве одного из основных средств
исправления осужденных их привлечение к общественно-полезному
труду, в том числе в порядке статьи 106 УИК Российской Федерации.
Определение того, в какой мере те или иные действия и решения
администрации исправительного учреждения, связанные с привлечением
осужденных к выполнению работ по благоустройству мест их
проживания и работы, соответствуют требованиям названных правовых
актов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской
Федерации, а относится к ведению судов общей юрисдикции,
управомоченных проверять по жалобам осужденных законность и
обоснованность этих действий и решений.
Поскольку, таким образом, нет оснований считать, что статьей
106 УИК Российской Федерации были нарушены конституционные права
заявителя, его жалоба не может быть принята Конституционным Судом
Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Гладкова Владимира Михайловича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|