КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2006 г. N 8-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНВАЛИДОВ "ВОЗРОЖДЕНИЕ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 200 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию Западно-Уральской региональной
общественной организации инвалидов "Возрождение" вопрос о
возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Арбитражным судом Пермской области 27 марта 2003 года в
предварительном судебном заседании вынесено определение о
назначении судебного заседания по заявлению Западно-Уральской
региональной общественной организации инвалидов "Возрождение" о
признании недействительным письма главы города Перми, который
привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
Определением от 18 апреля 2003 года производство по делу
прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному
суду; ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания, в заседание не явился.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
Западно-Уральская региональная общественная организация инвалидов
"Возрождение" оспаривает конституционность положения части 2
статьи 200 АПК Российской Федерации, предусматривающего, что
неявка должностного лица, которое приняло оспариваемый акт,
решение или совершило оспариваемые действия (бездействие),
извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если
суд не признал его явку обязательной.
По мнению заявителя, названная норма противоречит Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 123
(часть 3), в той мере, в какой допускает возможность отсутствия в
судебном заседании представителя органа или должностного лица,
принявшего оспариваемый акт, решение или совершившего оспариваемые
действия (бездействие) и обязанного доказать их законность,
позволяя указанным лицам самим принимать решение об участии в
судебном заседании.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные заявителем материалы, не находит оснований для
принятия его жалобы к рассмотрению.
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том
числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, как оно сформулировано в статье 46 (часть
2) Конституции Российской Федерации, не вытекает право того или
иного лица на судебное разбирательство его дела в определенной
процедуре, которая устанавливается федеральным законом, в
частности Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации.
Решение вопроса о необходимости явки в судебное заседание
представителей государственного органа, должностного лица или
иного органа или лица, указанного в статье 200 АПК Российской
Федерации, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение или совершивших соответствующее действие (бездействие),
относится к компетенции арбитражного суда и осуществляется на
основе анализа оспариваемого ненормативного правового акта,
решения или действия (бездействия) государственного органа,
должностного лица, органа местного самоуправления, иного органа
или должностного лица и содержания иных представленных заявителем
документов. Признание арбитражным судом явки указанных лиц в
судебное заседание обязательной или необязательной зависит от
обстоятельств, которые судья арбитражного суда на стадии
подготовки дела к судебному разбирательству сочтет имеющими
значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Закрепление подобного права судьи в нормах данного Кодекса
вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является
одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для
осуществления правосудия.
Следует учитывать и то, что неявка указанных лиц в судебное
заседание и непредставление ими доказательств в обоснование своих
возражений не лишает суд права истребовать их по своей инициативе
(часть 5 статьи 66, часть 6 статьи 200 АПК Российской Федерации).
Следовательно, нельзя признать, что оспариваемыми
законоположениями были нарушены конституционные права и свободы
заявителя, перечисленные в жалобе, а потому данная жалоба не может
быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Западно-Уральской
региональной общественной организации инвалидов "Возрождение",
поскольку она не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|