МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 января 2006 г. N 6
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ
РАБОТЫ В МИНЮСТЕ РОССИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ"
1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение
коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря
2005 г. по вопросу "О состоянии законопроектной работы в Минюсте
России и мерах по ее совершенствованию".
2. Заместителям Министра, директорам департаментов Минюста
России, руководителям главных управлений Минюста России по
федеральным округам, директорам федеральных служб,
подведомственных Минюсту России, обеспечить исполнение решения
коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.
3. Руководителям главных управлений Минюста России по
федеральным округам довести решение коллегии до сведения глав
субъектов Российской Федерации, полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных округах.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на статс-секретаря
- заместителя Министра Е.Л. Забарчука.
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 18 января 2006 г. N 6
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2005 года
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В МИНЮСТЕ РОССИИ
И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Рассмотрев вопрос "О состоянии законопроектной работы в Минюсте
России и мерах по ее совершенствованию", коллегия Министерства
юстиции Российской Федерации отмечает, что данное направление
деятельности в прошедший период являлось приоритетным и получило
дальнейшее развитие.
Несмотря на объективно сложившиеся трудности в организации
законопроектной работы, обусловленные реформой системы и структуры
федеральных органов исполнительной власти, Минюстом России в
полном объеме выполнены планы законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации.
Кроме того, Минюст России в этот переходный период успешно
выполнил возложенные на него функции по координации
законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной
власти, активно участвовал в законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации, а также в работе Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
В 2005 г. структурными подразделениями Минюста России
разработано 23 законопроекта, подготовлено 3250 проектов
официальных отзывов, заключений и поправок Правительства
Российской Федерации.
Особое внимание Минюстом России уделялось совершенствованию
законодательства о нотариате, адвокатской деятельности и
адвокатуре, уголовно-процессуального, уголовного,
административного, гражданского законодательства, ратификации
международных договоров и соглашений.
По инициативе Минюста России подготовлен и принят в 2005 г.
Федеральный закон "О государственной регистрации уставов
муниципальных образований".
Повысилась эффективность взаимодействия Министерства с палатами
Федерального Собрания Российской Федерации. Представители
Министерства активно участвовали в работе их комитетов, комиссий,
"круглых столов", в парламентских слушаниях. В качестве
официальных представителей отстаивали позиции Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при
рассмотрении соответствующих законопроектов в палатах Федерального
Собрания Российской Федерации.
Минюстом России своевременно были приняты меры по методическому
обеспечению законопроектной деятельности реорганизованных
федеральных органов исполнительной власти. В рамках этой работы в
мае 2005 г. проведено совещание юридических служб федеральных
органов исполнительной власти. Впервые вопросы законопроектной
работы были обсуждены во всех федеральных округах в рамках
совещаний, проводимых в главных управлениях Минюста России по
федеральным округам с участием представителей органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления.
Качественно изменилось участие территориальных органов
Министерства юстиции Российской Федерации в работе законодательных
органов субъектов Российской Федерации. Ими совместно с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации подготовлено
более 7 тыс. законопроектов и иных нормативных правовых актов.
Разработан и эффективно действует механизм влияния на
законопроектную деятельность в субъектах Российской Федерации.
Территориальные органы Минюста России за последние три года
провели юридическую экспертизу около 200 тыс. региональных актов.
В результате совместной с органами власти субъектов Российской
Федерации работы приведены в соответствие с федеральным
законодательством более 17 тыс. изданных ими нормативных правовых
актов.
Для организации постоянного контроля за региональным
законодательством создан и функционирует федеральный регистр,
который содержит более 230 тыс. нормативных актов субъектов
Российской Федерации.
Последовательно наращивая усилия по обеспечению единства
правового пространства, Минюстом России осуществляются меры по
совершенствованию нормотворческой деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В этих целях создана межведомственная рабочая группа по
подготовке проекта указа Президента Российской Федерации о
создании системы мониторинга и проекта Федерального закона "О
нормативных правовых актах в Российской Федерации". Осуществляется
разработка проекта федерального закона по вопросу регистрации
нормативных правовых актов муниципальных образований и создания
муниципального регистра.
В настоящее время сложились реальные предпосылки для создания
единого банка данных нормативных правовых актов в Российской
Федерации как составной части системы мониторинга российского
законодательства.
Наиболее успешно осуществляли законопроектную деятельность
Департамент конституционного законодательства и законодательства о
безопасности, Департамент международного права и сотрудничества и
Департамент экономического законодательства.
В целом, положительно оценивая проделанную работу в области
законопроектной деятельности, коллегия отмечает наличие
недостатков, оказывающих влияние на эффективность законодательства
Российской Федерации.
Так, в правовых заключениях Минюста России на законопроекты, а
также на концепции законопроектов и проектов технических заданий в
отдельных случаях отмечается формальный подход. В заключениях
нередко отсутствует тщательный анализ состояния законодательства в
данной сфере, оценка необходимости и достаточности дополнительного
регулирования затрагиваемых общественных отношений, как правило,
отсутствует анализ предполагаемых последствий такого
регулирования.
Анализ законопроектной деятельности в Министерстве показывает
необходимость организации в структурных подразделениях работы по
мониторингу законодательства и правоприменительной практики,
нацеленной на систематизацию и гармонизацию законодательства.
Назрела также потребность в создании соответствующего
подразделения для обобщения результатов этой деятельности в
Министерстве и других федеральных органах исполнительной власти,
для проведения на постоянной основе работы по анализу и
прогнозированию в сфере законопроектной деятельности.
Отмечается снижение активности ряда структурных подразделений
Министерства в работе по подготовке законопроектов. На протяжении
ряда лет не вносятся предложения о финансировании законопроектных
работ и их научно-исследовательском обеспечении, что затрудняет
привлечение и использование в этой работе научного потенциала.
Необходимо совершенствовать работу по обеспечению
согласованности и последовательности при подготовке
законопроектов, усилению координации законопроектной деятельности
федеральных органов исполнительной власти, ее методическому
руководству. Требуется создать механизм, способствующий решению
этих задач, а также проведению научных исследований по проблемам
развития законодательства, разработке стратегии государственной
политики в сфере федеральной юстиции и формированию на ее основе
концепции и программы развития законодательства.
Следует также решить проблему внедрения в Министерстве
современных информационных технологий, предназначенных для
создания базы данных по законопроектам и ее использования при их
разработке и экспертизе.
В целях реализации посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 - 2005 гг.,
дальнейшего совершенствования законопроектной деятельности Минюста
России, федеральных органов исполнительной власти коллегия решила:
1. Директорам департаментов, руководителям главных управлений
Минюста России по федеральным округам, директорам федеральных
служб, подведомственных Минюсту России, рассматривать участие в
законопроектной работе как важнейшее направление деятельности
Министерства по разработке общей стратегии государственной
политики в установленной сфере деятельности, уделяя особое
внимание мониторингу правового обеспечения мероприятий,
направленных на реализацию приоритетных национальных проектов,
Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 -
2008 годах, а также на борьбу с коррупцией и терроризмом.
2. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции и Департаменту организации, координации и контроля в срок
до 1 мая 2006 г. организовать заслушивание руководителей главных
управлений Минюста России по Центральному, Северо-Западному и
Южному федеральным округам об их участии в законопроектной работе
и выработке мер по ее совершенствованию.
3. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции и Российской правовой академии Минюста России в срок до 1
мая 2006 г. разработать и представить в установленном порядке
методику проведения правовой экспертизы проектов нормативных
правовых актов.
Директорам департаментов, осуществляющих законопроектную
деятельность, обеспечить повышение качества правовых заключений
Минюста России на законопроекты и их концепции.
4. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции, Департаменту конституционного законодательства и
законодательства о безопасности совместно со структурными
подразделениями центрального аппарата в срок до 1 апреля 2006 г.
подготовить и внести в Правительство Российской Федерации
предложения Минюста России об организации работы по реализации
постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.
5. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции, Департаменту ресурсного обеспечения совместно со
структурными подразделениями центрального аппарата в срок до 1
июля 2006 г. организовать проведение в Минюсте России семинара-
совещания со статс-секретарями - заместителями руководителей
федеральных органов исполнительной власти и представителями их
юридических служб по вопросам совершенствования практики
подготовки проектов федеральных законов.
6. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции совместно со структурными подразделениями центрального
аппарата в срок до 1 декабря 2006 г. разработать и представить в
установленном порядке проекты указа Президента Российской
Федерации о создании системы мониторинга российского
законодательства, концепции и технического задания проекта
Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской
Федерации".
7. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции совместно со структурными подразделениями центрального
аппарата и главными управлениями Минюста России по федеральным
округам в срок до 1 июля 2006 г. осуществить разработку и внесение
на рассмотрение в Правительство Российской Федерации законопроекта
о муниципальном регистре нормативных правовых актов органов
местного самоуправления.
8. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции совместно с главными управлениями Минюста России по
федеральным округам в срок до 1 октября 2006 г. обобщить практику
участия территориальных органов Минюста России в работе
законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и на
основе положительного опыта выработать соответствующие
рекомендации.
9. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции совместно со структурными подразделениями центрального
аппарата в срок до 1 февраля 2006 г. разработать и представить на
утверждение проект новой редакции Регламента законопроектной
деятельности Минюста России, а также предложения по
совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей
законопроектную деятельность федеральных органов исполнительной
власти.
10. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции и Департаменту управления и государственной службы в срок
до 1 марта 2006 г. подготовить и внести предложения по созданию в
Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции
отдела мониторинга законодательства.
11. Одобрить предложения о создании при Минюсте России Научно-
экспертного совета по законопроектной деятельности.
Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции совместно со структурными подразделениями центрального
аппарата в срок до 1 марта 2006 г. внести в установленном порядке
проект положения о Научно-экспертном совете по законопроектной
деятельности.
12. Департаменту государственной политики в сфере федеральной
юстиции, Департаменту ресурсного обеспечения совместно со
структурными подразделениями центрального аппарата в срок до 1
апреля 2006 г. разработать и представить предложения по вопросам
организации финансирования законопроектных работ в Минюсте России
и их научно-исследовательскому и информационно-технологическому
обеспечению.
Председатель коллегии,
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
|