ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2006 г. N 14
О ПРИЗНАНИИ КУРОРТОВ ЕССЕНТУКИ,
ЖЕЛЕЗНОВОДСК, КИСЛОВОДСК И ПЯТИГОРСК, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ, КУРОРТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ЭТИХ КУРОРТАХ
В соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Признать курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и
Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, курортами
федерального значения в границах и с режимом округа санитарной
охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР
от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа
санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и
Пятигорск в Ставропольском крае".
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о курорте федерального значения Ессентуки;
Положение о курорте федерального значения Железноводск;
Положение о курорте федерального значения Кисловодск;
Положение о курорте федерального значения Пятигорск.
3. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров
РСФСР от 29 января 1986 г. N 45 "Об утверждении Положений о
курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск" (СП
РСФСР, 1986, N 12, ст. 80).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 января 2006 г. N 14
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРОРТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЕССЕНТУКИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок и особенности
функционирования курорта федерального значения Ессентуки (далее -
курорт Ессентуки).
2. Курорт Ессентуки расположен в Ставропольском крае и является
курортом федерального значения.
3. Общая площадь курорта Ессентуки составляет 4973 гектара и
включает в себя зоны различного функционального назначения.
4. Курорт Ессентуки, являясь освоенной и функционирующей в
лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией,
располагает природными лечебными ресурсами, необходимыми для их
использования устройствами и сооружениями, санаторно-курортными
организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками и
лесопарками, организациями общественного питания, торговли,
бытового обслуживания и иными объектами инфраструктуры.
5. Основными природными лечебными ресурсами курорта Ессентуки
являются минеральные воды, грязи и климат.
6. Для курорта Ессентуки характерны углекисло-гидрокарбонатно-
хлоридно-натриевые и сульфатно-гидрокарбонатно-натриево-кальциевые
воды. Потребность курорта Ессентуки в минеральной воде полностью
обеспечивается Ессентукским месторождением.
7. Курорт Ессентуки обеспечивается сульфидными иловыми
лечебными грязями из месторождения озера Большой Тамбукан,
расположенного на территории Ставропольского края и Кабардино-
Балкарской Республики.
8. Курорт Ессентуки находится на высоте 610 - 650 м над уровнем
моря. Климат - умеренный с жарким, влажным летом и мягкой зимой,
благоприятен для лечения больных гастроэнтерологического профиля и
с патологией эндокринной системы.
9. Курорт Ессентуки является бальнеологическим и питьевым
курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и
профилактике гастроэнтерологических и эндокринно-обменных
заболеваний (сахарного диабета, ожирения, подагры и других).
II. Порядок функционирования курорта
10. Санаторно-курортные организации на территории курорта
Ессентуки создаются и реорганизуются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Реорганизация санаторно-курортных организаций допускается при
условии сохранения ими лечебно-оздоровительной специализации.
11. Медицинский профиль санаторно-курортных организаций на
курорте Ессентуки определяется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и
социального развития.
12. Оптимальная вместимость курорта Ессентуки определяется
исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их
запасов, естественной возобновляемости, наличия территорий,
свободных для освоения, эксплуатационных возможностей объектов
инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения
благоприятной экологической обстановки на его территории.
13. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными
лечебными ресурсами курорта Ессентуки находятся в совместном
ведении Российской Федерации и Ставропольского края. Природные
лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в
санаторно-курортных организациях курорта Ессентуки, а также для
промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных
эксплуатационных запасов и в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
14. Минеральные воды и лечебные грязи курорта Ессентуки
предоставляются в пользование на основании лицензий в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
15. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории
курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования,
обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
16. На территории курорта Ессентуки устанавливается режим,
предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом,
запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха,
регулирование работы транспорта, зрелищных, торговых и других
предприятий, а также осуществление других мероприятий по охране
здоровья граждан и окружающей среды.
17. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического
благополучия на территории курорта Ессентуки осуществляются
санитарно-противоэпидемические, санитарно-гигиенические, медико-
санитарные, экологические и ветеринарные мероприятия.
III. Организация лечебной деятельности на курорте
18. Санаторно-курортные организации, осуществляющие на
территории курорта Ессентуки лечебно-профилактическую деятельность
с использованием природных лечебных ресурсов, функционируют на
основании выданных в установленном порядке лицензий.
19. Лечение граждан в санаторно-курортных организациях на
курорте Ессентуки осуществляется в соответствии с медицинскими
показаниями и по методикам, утвержденным уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
20. Контроль и надзор за выполнением норм и правил пользования
природными лечебными ресурсами курорта Ессентуки осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Развитие и застройка курорта
21. Развитие курорта Ессентуки осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Установленный для территории курорта Ессентуки режим округа
санитарной (горно-санитарной) охраны учитывается при разработке
территориальных комплексных схем, схем функционального
зонирования, схем землеустройства, схем территориального
планирования и генеральных планов развития территорий.
22. Генеральный план, схемы территориального планирования и
проекты планировки территории курорта Ессентуки разрабатываются с
учетом схем землеустройства, режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в установленном
порядке.
23. Застройка курорта Ессентуки осуществляется в строгом
соответствии со схемами территориального планирования и
генеральным планом курорта, утвержденными в установленном порядке.
24. Предоставление земельных участков для строительства
объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в
пределах территории курорта Ессентуки производится в соответствии
с генеральным планом и проектами планировки территории курорта в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки для строительства на территории курорта
Ессентуки предоставляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации с соблюдением режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
25. Разработка проектов на строительство или реконструкцию
объектов санаторно-курортных организаций на территории курорта
Ессентуки производится по заданиям на проектирование,
согласованным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
26. Генеральный план курорта Ессентуки, схемы территориального
планирования, проекты на строительство и реконструкцию зданий и
сооружений курорта подлежат государственной экспертизе, в том
числе государственной экологической экспертизе, в установленном
порядке.
V. Разработка природных лечебных ресурсов и санитарная
(горно-санитарная) охрана курорта
27. Разработка месторождений минеральных вод на курорте
Ессентуки осуществляется недропользователями в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
28. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей,
строительство водозаборов и иных сооружений по добыче и
транспортировке вод, а также мониторинг состояния недр
осуществляются на курорте Ессентуки в установленном порядке.
29. Запретительные и санитарно-оздоровительные мероприятия на
территории курорта Ессентуки предусматриваются режимом округа
санитарной (горно-санитарной) охраны.
30. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения на территории округа санитарной (горно-санитарной)
охраны курорта Ессентуки осуществляются за счет средств
юридических и физических лиц, нарушивших установленный режим.
31. Контроль и надзор за обеспечением установленного режима
округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Ессентуки,
разработкой природных лечебных ресурсов, охраной их от загрязнения
и преждевременного истощения осуществляют в пределах своей
компетенции соответствующие федеральные органы исполнительной
власти.
VI. Поддержка развития курорта
32. Поддержка развития курорта Ессентуки осуществляется за счет
средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на
соответствующий год заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 января 2006 г. N 14
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРОРТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОВОДСК
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок и особенности
функционирования курорта федерального значения Железноводск (далее
- курорт Железноводск).
2. Курорт Железноводск расположен в Ставропольском крае и
является курортом федерального значения.
3. Общая площадь курорта Железноводск составляет 9314 гектаров
и включает в себя зоны различного функционального назначения.
4. Курорт Железноводск, являясь освоенной и функционирующей в
лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией,
располагает природными лечебными ресурсами, необходимыми для их
использования устройствами и сооружениями, санаторно-курортными
организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками и
лесопарками, организациями общественного питания, торговли,
бытового обслуживания и иными объектами инфраструктуры.
5. Основными природными лечебными ресурсами курорта
Железноводск являются минеральные воды, грязи и климат.
6. Для курорта Железноводск характерны слабоуглекислые
сульфатно-гидрокарбонатные, кальциево-натриевые и хлоридно-
натриевые воды. Основные источники - Славяновский, Смирновский,
Владимирский и Лермонтовский.
7. Курорт Железноводск обеспечивается сульфидными иловыми
лечебными грязями месторождения озера Большой Тамбукан,
расположенного на территории Ставропольского края и Кабардино-
Балкарской Республики.
8. Климат курорта Железноводск характеризуется обилием
солнечных дней, умеренной влажностью, продолжительным теплым
периодом, сопровождающимся горно-долинными ветрами малой скорости,
и благоприятен для климатолечения.
9. Курорт Железноводск является бальнеологическим и грязевым
курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и
профилактике заболеваний органов пищеварения, почек, мочевыводящих
путей и половой сферы, а также заболеваний, связанных с нарушением
обмена веществ. На курорте проводится лечение сопутствующей
патологии - заболеваний опорно-двигательного аппарата, костно-
мышечной системы и соединительной ткани, периферической нервной
системы и других.
II. Порядок функционирования курорта
10. Санаторно-курортные организации на территории курорта
Железноводск создаются и реорганизуются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Реорганизация санаторно-курортных организаций допускается при
условии сохранения ими своей лечебно-оздоровительной
специализации.
11. Медицинский профиль санаторно-курортных организаций на
курорте Железноводск определяется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной
политики и нормативно-правовое регулирование в сфере
здравоохранения и социального развития.
12. Оптимальная вместимость курорта Железноводск определяется
исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их
запасов, естественной возобновляемости, наличия территорий,
свободных для освоения, эксплуатационных возможностей объектов
инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения
благоприятной экологической обстановки на его территории.
13. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными
лечебными ресурсами курорта Железноводск находятся в совместном
ведении Российской Федерации и Ставропольского края. Природные
лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в
санаторно-курортных организациях курорта Железноводск, а также для
промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных
эксплуатационных запасов и в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
14. Минеральные воды и лечебные грязи курорта Железноводск
предоставляются в пользование на основании лицензий в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
15. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории
курорта Железноводск имеют ограниченный режим пользования,
обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
16. На территории курорта Железноводск устанавливается режим,
предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом,
запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха,
регулирование работы транспорта, зрелищных, торговых и других
предприятий, а также осуществление других мероприятий по охране
здоровья граждан и окружающей среды.
17. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического
благополучия на территории курорта Железноводск осуществляются
санитарно-противоэпидемические, санитарно-гигиенические, медико-
санитарные, экологические и ветеринарные мероприятия.
III. Организация лечебной деятельности на курорте
18. Санаторно-курортные организации, осуществляющие на
территории курорта Железноводск лечебно-профилактическую
деятельность с использованием природных лечебных ресурсов,
функционируют на основании выданных в установленном порядке
лицензий.
19. Лечение граждан в санаторно-курортных организациях на
курорте Железноводск осуществляется в соответствии с медицинскими
показаниями и по методикам, утвержденным уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
20. Контроль и надзор за выполнением норм и правил пользования
природными лечебными ресурсами курорта Железноводск осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Развитие и застройка курорта
21. Развитие курорта Железноводск осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Установленный для территории курорта Железноводск режим округа
санитарной (горно-санитарной) охраны учитывается при разработке
территориальных комплексных схем, схем функционального
зонирования, схем землеустройства, схем территориального
планирования и генеральных планов развития территорий.
22. Генеральный план, схемы территориального планирования и
проекты планировки территории курорта Железноводск разрабатываются
с учетом схем землеустройства, режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в установленном
порядке.
23. Застройка курорта Железноводск осуществляется в строгом
соответствии со схемами территориального планирования и
генеральным планом курорта, утвержденными в установленном порядке.
24. Предоставление земельных участков для строительства
объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в
пределах территории курорта Железноводск производится в
соответствии с генеральным планом и проектами планировки
территории курорта в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Земельные участки для строительства на территории курорта
Железноводск предоставляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации с соблюдением режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
25. Разработка проектов на строительство и реконструкцию
объектов санаторно-курортных организаций на территории курорта
Железноводск производится по заданиям на проектирование,
согласованным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
26. Генеральный план курорта Железноводск, схемы
территориального планирования, проекты на строительство и
реконструкцию зданий и сооружений курорта подлежат государственной
экспертизе, в том числе государственной экологической экспертизе,
в установленном порядке.
V. Разработка природных лечебных ресурсов и санитарная
(горно-санитарная) охрана курорта
27. Разработка месторождений минеральных вод на курорте
Железноводск осуществляется недропользователями в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
28. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей,
строительство водозаборов и иных сооружений по добыче и
транспортировке вод, а также мониторинг состояния недр
осуществляются на курорте Железноводск в установленном порядке.
29. Запретительные и санитарно-оздоровительные мероприятия на
территории курорта Железноводск предусматриваются режимом округа
санитарной (горно-санитарной) охраны.
30. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения на территории округа санитарной (горно-санитарной)
охраны курорта Железноводск осуществляются за счет средств
юридических и физических лиц, нарушивших установленный режим.
31. Контроль и надзор за обеспечением установленного режима
округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Железноводск,
разработкой природных лечебных ресурсов, охраной их от загрязнения
и преждевременного истощения осуществляют в пределах своей
компетенции соответствующие федеральные органы исполнительной
власти.
VI. Поддержка развития курорта
32. Поддержка развития курорта Железноводск осуществляется за
счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на
соответствующий год заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 января 2006 г. N 14
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРОРТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ КИСЛОВОДСК
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок и особенности
функционирования курорта федерального значения Кисловодск (далее -
курорт Кисловодск).
2. Курорт Кисловодск расположен в Ставропольском крае и
является курортом федерального значения.
3. Общая площадь курорта Кисловодск составляет 7183 гектара и
включает в себя зоны различного функционального назначения.
4. Курорт Кисловодск, являясь освоенной и функционирующей в
лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией,
располагает природными лечебными ресурсами, необходимыми для их
использования устройствами и сооружениями, санаторно-курортными
организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками и
лесопарками, организациями общественного питания, торговли,
бытового обслуживания и иными объектами инфраструктуры.
5. Основными природными лечебными ресурсами курорта Кисловодск
являются минеральные воды, грязи и климат.
6. Для курорта Кисловодск характерны углекислые сульфатно-
гидрокарбонатные и кальциево-магниевые минеральные воды.
Потребность курорта Кисловодск в минеральной воде полностью
обеспечивается Кисловодским месторождением.
7. Курорт Кисловодск обеспечивается сульфидными иловыми
лечебными грязями из месторождения озера Большой Тамбукан,
расположенного на территории Ставропольского края и Кабардино-
Балкарской Республики.
8. Климат курорта Кисловодск типичен для континентальных
среднегорных районов с пониженным атмосферным давлением,
характеризуется обилием солнечных дней, высокой природной
ионизацией воздуха и благоприятен для круглогодичного
климатолечения.
9. Курорт Кисловодск является бальнеологическим и
горноклиматическим курортом со специализацией медицинского профиля
по лечению и профилактике заболеваний сердечно-сосудистой,
легочной, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной,
эндокринной и мочеполовой систем организма, заболеваний кожи,
крови, глаза и его придатков.
II. Порядок функционирования курорта
10. Санаторно-курортные организации на территории курорта
Кисловодск создаются и реорганизуются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Реорганизация санаторно-курортных организаций допускается при
условии сохранения ими своей лечебно-оздоровительной
специализации.
11. Медицинский профиль санаторно-курортных организаций на
курорте Кисловодск определяется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и
социального развития.
12. Оптимальная вместимость курорта Кисловодск определяется
исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их
запасов, естественной возобновляемости, наличия территорий,
свободных для освоения, эксплуатационных возможностей объектов
инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения
благоприятной экологической обстановки на его территории.
13. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными
лечебными ресурсами курорта Кисловодск находятся в совместном
ведении Российской Федерации и Ставропольского края. Природные
лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в
санаторно-курортных организациях курорта Кисловодск, а также для
промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных
эксплуатационных запасов и в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
14. Минеральные воды и лечебные грязи курорта Кисловодск
предоставляются в пользование на основании лицензий в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
15. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории
курорта Кисловодск имеют ограниченный режим пользования,
обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
16. На территории курорта Кисловодск устанавливается режим,
предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом,
запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха,
регулирование работы транспорта, зрелищных, торговых и других
предприятий, а также осуществление других мероприятий по охране
здоровья граждан и окружающей среды.
17. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического
благополучия на территории курорта Кисловодск осуществляются
санитарно-противоэпидемические, санитарно-гигиенические, медико-
санитарные, экологические и ветеринарные мероприятия.
III. Организация лечебной деятельности на курорте
18. Санаторно-курортные организации, осуществляющие на
территории курорта Кисловодск лечебно-профилактическую
деятельность с использованием природных лечебных ресурсов,
функционируют на основании выданных в установленном порядке
лицензий.
19. Лечение граждан в санаторно-курортных организациях на
курорте Кисловодск осуществляется в соответствии с медицинскими
показаниями и по методикам, утвержденным уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
20. Контроль и надзор за выполнением норм и правил пользования
природными лечебными ресурсами курорта Кисловодск осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Развитие и застройка курорта
21. Развитие курорта Кисловодск осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Установленный для территории курорта Кисловодск режим округа
санитарной (горно-санитарной) охраны учитывается при разработке
территориальных комплексных схем, схем функционального
зонирования, схем землеустройства, схем территориального
планирования и генеральных планов развития территорий.
22. Генеральный план, схемы территориального планирования и
проекты планировки территории курорта Кисловодск разрабатываются с
учетом схем землеустройства, режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в установленном
порядке.
23. Застройка курорта Кисловодск осуществляется в строгом
соответствии со схемами территориального планирования и
генеральным планом курорта, утвержденными в установленном порядке.
24. Предоставление земельных участков для строительства
объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в
пределах территории курорта Кисловодск производится в соответствии
с генеральным планом и проектами планировки территории курорта в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки для строительства на территории курорта
Кисловодск предоставляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации с соблюдением режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
25. Разработка проектов на строительство или реконструкцию
объектов санаторно-курортных организаций на территории курорта
Кисловодск производится по заданиям на проектирование,
согласованным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
26. Генеральный план курорта Кисловодск, схемы территориального
планирования, проекты на строительство и реконструкцию зданий и
сооружений курорта подлежат государственной экспертизе, в том
числе государственной экологической экспертизе, в установленном
порядке.
V. Разработка природных лечебных ресурсов
и санитарная (горно-санитарная) охрана курорта
27. Разработка месторождений минеральных вод на курорте
Кисловодск осуществляется недропользователями в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
28. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей,
строительство водозаборов и иных сооружений по добыче и
транспортировке вод, а также мониторинг состояния недр
осуществляются на курорте Кисловодск в установленном порядке.
29. Запретительные и санитарно-оздоровительные мероприятия на
территории курорта Кисловодск предусматриваются режимом округа
санитарной (горно-санитарной) охраны.
30. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения на территории округа санитарной (горно-санитарной)
охраны курорта Кисловодск осуществляются за счет средств
юридических и физических лиц, нарушивших установленный режим.
31. Контроль и надзор за обеспечением установленного режима
округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Кисловодск,
разработкой природных лечебных ресурсов, охраной их от загрязнения
и преждевременного истощения осуществляют в пределах своей
компетенции соответствующие федеральные органы исполнительной
власти.
VI. Поддержка развития курорта
32. Поддержка развития курорта Кисловодск осуществляется за
счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на
соответствующий год заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 января 2006 г. N 14
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРОРТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПЯТИГОРСК
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок и особенности
функционирования курорта федерального значения Пятигорск (далее -
курорт Пятигорск).
2. Курорт Пятигорск расположен в Ставропольском крае и является
курортом федерального значения.
3. Общая площадь курорта Пятигорск составляет 9674 гектара и
включает в себя зоны различного функционального назначения.
4. Курорт Пятигорск, являясь освоенной и функционирующей в
лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией,
располагает природными лечебными ресурсами, необходимыми для их
использования устройствами и сооружениями, санаторно-курортными
организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками и
лесопарками, организациями общественного питания, торговли,
бытового обслуживания и иными объектами инфраструктуры.
5. Основными природными лечебными ресурсами курорта Пятигорск
являются минеральные воды, грязи и климат.
6. Для курорта Пятигорск характерны углекисло-сероводородные,
углекислые и радоновые воды. Курорт Пятигорск располагает также
запасами азотно-углекислых и углекисло-гидрокарбонатно-хлоридно-
натриевых минеральных вод.
7. Курорт Пятигорск обеспечивается сульфидными иловыми
лечебными грязями из месторождения озера Большой Тамбукан,
расположенного на территории Ставропольского края и Кабардино-
Балкарской Республики.
8. Климат Курорта Пятигорск характеризуется обилием солнечных
дней, умеренной влажностью, продолжительным теплым периодом и
благоприятен для климатолечения.
9. Курорт Пятигорск является бальнеологическим и грязевым
курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и
профилактике заболеваний нервной, эндокринной, мочеполовой и
костно-мышечной систем, соединительной ткани, органов пищеварения,
кожи и подкожной клетчатки, уха, горла, носа, а также заболеваний,
связанных с нарушением обмена веществ.
II. Порядок функционирования курорта
10. Санаторно-курортные организации на территории курорта
Пятигорск создаются и реорганизуются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Реорганизация санаторно-курортных организаций допускается при
условии сохранения ими своей лечебно-оздоровительной
специализации.
11. Медицинский профиль санаторно-курортных организаций на
курорте Пятигорск определяется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и
социального развития.
12. Оптимальная вместимость курорта Пятигорск определяется
исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их
запасов, естественной возобновляемости, наличия территорий,
свободных для освоения, эксплуатационных возможностей объектов
инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения
благоприятной экологической обстановки на его территории.
13. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными
лечебными ресурсами курорта Пятигорск находятся в совместном
ведении Российской Федерации и Ставропольского края. Природные
лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в
санаторно-курортных организациях курорта Пятигорск, а также для
промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных
эксплуатационных запасов и в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
14. Минеральные воды и лечебные грязи курорта Пятигорск
предоставляются в пользование на основании лицензий в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
15. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории
курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования,
обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
16. На территории курорта Пятигорск устанавливается режим,
предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом,
запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха,
регулирование работы транспорта, зрелищных, торговых и других
предприятий, а также осуществление других мероприятий по охране
здоровья граждан и окружающей среды.
17. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического
благополучия на территории курорта Пятигорск осуществляются
санитарно-противоэпидемические, санитарно-гигиенические, медико-
санитарные, экологические и ветеринарные мероприятия.
III. Организация лечебной деятельности на курорте
18. Санаторно-курортные организации, осуществляющие на
территории курорта Пятигорск лечебно-профилактическую деятельность
с использованием природных лечебных ресурсов, функционируют на
основании выданных в установленном порядке лицензий.
19. Лечение граждан в санаторно-курортных организациях на
курорте Пятигорск осуществляется в соответствии с медицинскими
показаниями и по методикам, утвержденным уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
20. Контроль и надзор за выполнением норм и правил пользования
природными лечебными ресурсами курорта Пятигорск осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Развитие и застройка курорта
21. Развитие курорта Пятигорск осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Установленный для территории курорта Пятигорск режим округа
санитарной (горно-санитарной) охраны учитывается при разработке
территориальных комплексных схем, схем функционального
зонирования, схем землеустройства, схем территориального
планирования и генеральных планов развития территорий.
22. Генеральный план, схемы территориального планирования и
проекты планировки территории курорта Пятигорск разрабатываются с
учетом схем землеустройства, режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в установленном
порядке.
23. Застройка курорта Пятигорск осуществляется в строгом
соответствии со схемами территориального планирования и
генеральным планом курорта, утвержденными в установленном порядке.
24. Предоставление земельных участков для строительства
объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в
пределах территории курорта Пятигорск производится в соответствии
с генеральным планом и проектами планировки территории курорта в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки для строительства на территории курорта
Пятигорск предоставляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации с соблюдением режима округа санитарной (горно-
санитарной) охраны.
25. Разработка проектов на строительство и реконструкцию
объектов санаторно-курортных организаций на территории курорта
Пятигорск производится по заданиям на проектирование,
согласованным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
26. Генеральный план курорта Пятигорск, схемы территориального
планирования, проекты на строительство и реконструкцию зданий и
сооружений курорта подлежат государственной экспертизе, в том
числе государственной экологической экспертизе, в установленном
порядке.
V. Разработка природных лечебных ресурсов и санитарная
(горно-санитарная) охрана курорта
27. Разработка месторождений минеральных вод на курорте
Пятигорск осуществляется недропользователями в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
28. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей,
строительство водозаборов и иных сооружений по добыче и
транспортировке вод, а также мониторинг состояния недр
осуществляются на курорте Пятигорск в установленном порядке.
29. Запретительные и санитарно-оздоровительные мероприятия на
территории курорта Пятигорск предусматриваются режимом округа
санитарной (горно-санитарной) охраны.
30. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения на территории округа санитарной (горно-санитарной)
охраны курорта Пятигорск осуществляются за счет средств
юридических и физических лиц, нарушивших установленный режим.
31. Контроль и надзор за обеспечением установленного режима
округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Пятигорск,
разработкой природных лечебных ресурсов, охраной их от загрязнения
и преждевременного истощения осуществляют в пределах своей
компетенции соответствующие федеральные органы исполнительной
власти.
VI. Поддержка развития курорта
32. Поддержка развития курорта Пятигорск осуществляется за счет
средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на
соответствующий год заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти.
|