СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 44
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗРАБОТКИ ЕДИНОЙ
МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(16 января 2006 года)
1. Одобрить Основные направления разработки единой методологии
государственного регулирования общего рынка труда Союзного
государства, представленные Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации и Министерством труда и
социальной защиты Республики Беларусь.
2. Министерству здравоохранения и социального развития
Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты
Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными
министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики
Беларусь вносить в Совет Министров Союзного государства на
утверждение конкретные совместные мероприятия в соответствии с
Основными направлениями, указанными в пункте 1 настоящего
Постановления.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.ФРАДКОВ
Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 16 января 2006 г. N 44
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗРАБОТКИ ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Современный этап развития интеграционного сотрудничества на
пути продвижения Республики Беларусь и Российской Федерации к
созданию Союзного государства характеризуется активизацией
интеграционных процессов, что является основой формирования
единого экономического пространства и общего рынка труда.
Развитие общего рынка труда - один из главных приоритетов
Союзного государства. Возникая в условиях единого экономического
пространства, общий рынок труда способствует дальнейшему
расширению экономического пространства и углублению интеграции
между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Подготовка Основных направлений разработки единой методологии
государственного регулирования общего рынка труда Союзного
государства является важным условием обеспечения свободного
перемещения рабочей силы, устранения межгосударственных барьеров и
ограничений, равных возможности для свободной экономической
деятельности.
Проект Основных направлений разработки единой методологии
государственного регулирования общего рынка труда предусматривает
осуществление взаимосогласованных мер по отработке процесса
формирования и развития рынка труда в целях повышения занятости и
снижения уровня безработицы, улучшения качества и
конкурентоспособности рабочей силы, обеспечения социальной защиты
гражданам России и Беларуси.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Общий рынок труда Союзного государства характеризуется рядом
особенностей, имеющих важное значение для его регулирования:
формирование общего рынка труда тесно связано с унификацией
нормативно-правовой базы для его регулирования;
развитие общего рынка труда производно от общехозяйственных
интеграционных процессов между двумя государствами (создание
совместных предприятий, транснациональных корпораций, альянсов,
финансово-промышленных групп, совместное использование ресурсов,
снятие таможенных барьеров) и общности проводимой
макроэкономической политики в обеих странах;
при разработке мероприятий по формированию и регулированию
общего рынка труда Союзного государства следует руководствоваться
принципом взаимодополнения (комплементарности);
при формировании союзного рынка труда возможен рост затрат на
повышение мобильности рабочей силы и усиление миграционных
процессов;
в структуре общего рынка труда могут присутствовать субъекты,
не характерные для национальных рынков труда интегрирующихся стран
- межгосударственные структуры, наднациональные органы,
занимающиеся регулированием общего рынка труда и устранением
возникающих на нем дисбалансов;
большое значение при формировании общего рынка труда Союзного
государства имеет приграничное сотрудничество - то есть
согласованное развитие приграничных территорий, где миграционный
обмен является наиболее интенсивным;
полное открытие национальных рынков труда наряду с
положительными эффектами, может спровоцировать распространение
внутренних негативных явлений, например, рост теневой занятости,
скрытые формы оплаты труда в России и в Беларуси при
стимулировании частного малого и среднего предпринимательства,
сохранение значительных параметров нелегальной миграции (при
увеличении легальной).
ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Цель политики формирования общего рынка труда - создание
организационных и экономических условий для повышения
экономической и социальной эффективности занятости, кадрового
обеспечения роста экономики, а также повышения благосостояния
населения Союзного государства.
Государственное регулирование общего рынка осуществляется в
целях повышения экономической и социальной эффективности
занятости, кадрового обеспечения роста экономики и повышения
благосостояния Союзного государства на основе обеспечения
равенства прав граждан государств-участников Союзного государства
независимо от государства пребывания.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
основных задач:
содействие росту занятости, повышение ее экономической и
социальной эффективности в странах Союзного государства;
повышение качества и конкурентоспособности человеческого
капитала;
достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
с учетом перспективных направлений развития экономик России и
Беларуси;
обеспечение свободного передвижения рабочей силы между
государствами при соблюдении социально-трудовых гарантий гражданам
России и Беларуси;
защита национальных и общего рынков труда от неконтролируемого
притока иностранной рабочей силы.
Приоритетные направления государственной политики формирования
общего рынка труда Союзного государства:
содействие росту занятости на основе повышения
производительности труда и развития перспективных отраслей
экономики;
увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и
налоговой политики при разработке и реализации программ социально-
экономического развития двух государств с мерами по обеспечению
занятости;
выработка единых требований к профессиональной подготовке
кадров в рамках формирования кадровой политики на основе
согласования и унификации государственных образовательных
стандартов;
сокращение нелегальной трудовой миграции;
содействие территориальной и профессиональной мобильности
рабочей силы;
институциональное оформление общего рынка труда Союзного
государства.
Основные принципы формирования общего рынка труда:
равенство и гарантированность прав субъектов общего рынка
труда;
гарантированность получения субъектами общего рынка труда
объективной информации о состоянии рынка труда;
гарантированность и соблюдение равенства прав трудящихся-
мигрантов на улучшение производственной среды, охрану здоровья и
обеспечение безопасности на рабочих местах;
соблюдение юридических норм, выработанных международными
организациями, действующими в области рынка труда и занятости;
комплементарность (взаимодополнение).
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
унификация законодательства, нормативно-правовой базы в
социально-трудовой сфере;
формирование органов, занимающихся сбором информации и
регулированием общего рынка труда Союзного государства;
разработка и ведение мониторинга развития общего рынка труда
Союзного государства по единым методикам и сопоставимому кругу
показателей;
регулирование общего рынка труда Союзного государства по
следующим направлениям:
в сфере производства человеческого капитала (формирование
единого образовательного пространства, повышение качества и
конкурентоспособности рабочей силы, улучшение качественных
характеристик и структуры предложения рабочей силы на общем рынке
труда);
в сфере распределения человеческого капитала (расширение спроса
на труд, согласование спроса и предложения на общем рынке труда,
сглаживание структурных диспропорций в распределении рабочей силы
между сферами и отраслями национальной экономики и в региональном
разрезе на основе свободного передвижения рабочей силы внутри
Союзного государства);
в сфере обмена трудовых ресурсов (управление потоками трудовой
миграции, уменьшение нелегальной трудовой миграции);
в сфере использования трудовых ресурсов (обеспечение равных
прав и гарантий в социально-трудовой сфере).
Согласованные меры по расширению спроса на труд
В рамках формирования общего рынка труда Союзного государства
необходимо предусмотреть проведение следующих согласованных мер по
расширению спроса на труд в Союзном государстве:
разработка унифицированной методики анализа региональных рынков
труда, позволяющей на сопоставимой основе выделить критические и
социально напряженные рынки труда в Российской Федерации и в
Республике Беларусь;
поддержка малого предпринимательства и самозанятости граждан
обоих государств с целью создания новых рабочих мест и развития
социальной инфраструктуры, особенно в регионах, имеющих социально
напряженные или критические рынки труда;
содействие привлечению и размещению инвестиций в регионы,
имеющие критический или социально напряженный рынки труда;
дальнейшее совершенствование и сближение законодательства
Российской Федерации и Республики Беларусь с целью стимулирования
создания новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики
Союзного государства;
проведение анализа перспектив повышения занятости в отраслях,
регионах или на отдельных предприятиях Российской Федерации и
Республики Беларусь за счет реализации интеграционных связей
(создание совместных предприятий, филиалов, представительств,
дочерних предприятий и пр.);
содействие реструктуризации отраслей и предприятий за счет
реализации инвестиционных проектов, отраслевых и иных программ,
предусматривающих меры по созданию и модернизации рабочих мест,
повышению производительности труда;
разработка и реализация территориальных программ содействия
занятости в приграничных районах;
развитие социального партнерства и консолидация усилий всех
субъектов общего рынка труда Союзного государства при
осуществлении реструктуризации базовых отраслей и производств
обеих стран;
анализ возможности формирования временных рабочих мест на базе
общественных работ (организуемых государственными службами
занятости России и Беларуси);
согласованная политика реструктуризации отраслей и регионов;
разработка и реализация целевых подпрограмм, направленных на
создание и сохранение рабочих мест в отдельных регионах Республики
Беларусь и Российской Федерации, согласование мер по повышению
квалификации и переподготовке рабочей силы;
согласование мер по стимулированию эффективной структуры
занятости.
Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы,
формирование кадровой политики общего рынка труда
Основные мероприятия этого направления включают:
а) формирование единого образовательного пространства Союзного
государства, предусматривающего:
согласование и унификацию государственных образовательных
стандартов всех уровней;
установление единого порядка согласования процедур
лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений
Союзного государства;
информационное обеспечение образовательного пространства;
организацию общих учебно-методических объединений по всем
направлениям подготовки специалистов в высших учебных заведениях;
разработку единого классификатора профессий (занятий), который
позволит унифицировать системы кодирования профессиональной
деятельности с учетом международных классификаторов;
совершенствование системы контроля качества образования,
позволяющей осуществлять подготовку специалистов с
соответствующими современным требованиям знаниями и навыками.
б) повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе
реформирования системы профессионального образования всех уровней,
предусматривающей развитие системы непрерывного профессионального
образования;
в) совершенствование профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в
целях повышения качества их рабочей силы и конкурентоспособности
на рынке труда;
г) развитие профессиональной ориентации и психологической
поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации
школьников, повышения их мотивации в трудовой деятельности по
профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
д) дальнейшее развитие возможностей трудоустройства для
социально уязвимых категорий работников на рынке труда (женщин,
инвалидов, молодежи, др.) на основе гибких форм занятости,
повышения квалификации и переподготовки для повышения
конкурентоспособности на рынке труда.
Формирование единых подходов по достижению
сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
К основным мероприятиям в этом направлении следует отнести:
разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных
на повышение гибкости рынка труда, что позволит более эффективно
использовать имеющуюся рабочую силу и уменьшить дисбалансы между
спросом и предложением на отдельных сегментах рынка труда;
преодоление дефицита рабочих мест через повышение
инвестиционной активности за счет всех источников финансирования,
в том числе привлечения иностранного капитала, развития
предпринимательства, учета влияния экономических решений с точки
зрения их воздействия на рынок труда;
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре
занятости населения;
повышение мобильности трудовых ресурсов;
согласование объема подготовки рабочих и специалистов в системе
профессионального образования с прогнозируемой потребностью
национальной экономики в рабочей силе, увеличение масштабов
обучения рабочим профессиям, востребованным на рынке труда, в том
числе в сельской местности;
формирование и обновление банка данных о потребности
организаций в выпускниках учреждений образований всех уровней;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала
организаций, а также опережающего профессионального обучения
работников, подлежащих высвобождению в соответствии с
потребностями структурной перестройки производства, как важнейшего
средства повышения их конкурентоспособности в условиях
реструктуризации отдельных отраслей экономики;
разработку на единых методических подходах каталогов
трудонедостаточных и трудоизбыточных профессий и специальностей в
территориальном и отраслевом разрезах, что создаст предпосылки для
регулирования трудовой приближения структуры знаний и навыков
выпускников к требованиям современных производств;
расширение связей хозяйствующих субъектов с региональными
учреждениями образования всех уровней для приближения содержания
обучения к требованиям современных производств.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА
Согласование методического инструментария анализа,
мониторинга и прогнозирования общего рынка труда
Союзного государства
Для эффективного управления общим рынком труда Союзного
государства следует предусмотреть ряд мер, направленных на
получение полной, достоверной и сопоставимой информации о его
динамике, что предполагает организацию сбора и обработки данных по
следующим направлениям:
параметры совокупного рынка труда;
анализ и прогноз макроэкономических факторов, определяющих
состояние рынка труда;
сопоставимая статистика уровня среднемесячной заработной платы,
бюджета прожиточного минимума в отраслевом и региональном аспектах
в Республике Беларусь и в Российской Федерации;
параметры официального рынка труда согласно данным национальных
мониторингов рынка труда;
статистика рабочих мест;
региональные аспекты развития рынка труда в Беларуси и в
России.
Разработка единых методических подходов
к формированию общего банка данных о возможностях
и условиях трудоустройства для граждан Республики
Беларусь и Российской Федерации
Организуемый банк данных о возможностях и условиях
трудоустройства для граждан Союзного государства должен включать:
сведения о свободных рабочих местах по единой форме (содержащей
данные о заработной плате, условиях труда и проживания,
требованиях к работнику и пр.), заявленных в национальные службы
занятости, в региональном и отраслевом разрезах;
банк данных о работниках, желающих трудоустроиться или сменить
место работы;
каталоги трудоизбыточных и трудонедостаточных профессий и
специальностей в региональном разрезе;
информационные материалы о возможностях трудоустройства в
Российской Федерации и Республике Беларусь, условиях и оплате
труда, законодательстве и др.
Следует предусмотреть возможность открытия сайта и электронных
бюро по трудоустройству при региональных службах занятости России
и Беларуси.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ
ЗАНЯТОСТИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ
Для регулирования общего рынка труда Союзного государства,
содействия повышению эффективности занятости в нем, необходимо
взаимодействие государственных служб занятости России и Беларуси в
целях:
нормативно-правового обеспечения согласованной политики
занятости в Союзном государстве;
научно-информационного и методического обеспечения
функционирования общего рынка труда Союзного государства;
анализа, мониторинга и прогнозирования общего рынка труда;
взаимодействия с органами государственного управления,
отраслевыми и местными органами власти, профсоюзными
организациями, учреждениями образования, объединениями нанимателей
и работодателей, негосударственными структурами, занимающимися
устранением дисбалансов на рынке труда, в вопросах обеспечения
скоординированной политики формирования и регулирования общего
рынка труда Союзного государства;
разработки предложений по повышению мобильности трудовых
ресурсов, определения направлений территориального перемещения
трудовых ресурсов, оказания помощи в трудоустройстве гражданам в
связи с направлением на работу в другую местность по предложению
региональных центров занятости населения;
организации работ по формированию, ведению и использованию на
уровне Союзного государства банка вакансий;
подготовки и издания статистических данных и информационных
материалов о спросе, предложении рабочей силы на рынке труда
Союзного государства, возможностях трудоустройства, повышения
квалификации, переподготовки и социальной защиты для потенциальных
трудовых мигрантов, об особенностях состояния региональных рынков
труда;
заключения договоров и соглашений с государственными органами,
общественными организациями, предприятиями и учреждениями
образования (как с белорусскими, так и с российскими) в целях
содействия повышению эффективности занятости в регионах.
|