ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2006 года
Дело N 94-В05-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Зелепукина А.Н.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 13 января 2006 года
гражданское дело по иску Ч. к государственному учреждению - отделу
Пенсионного фонда Российской Федерации по Беринговскому району
Чукотского автономного округа о перерасчете пенсии и взыскании
недоплаченной пенсии, переданное для рассмотрения в порядке
надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации по надзорной жалобе представителя ГУ - отдела
Пенсионного фонда РФ по Беринговскому району Чукотского
автономного округа, на основании определения судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кебы Ю.Г. от 29 ноября 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кебы
Ю.Г., выслушав объяснения представителей государственного
учреждения - отдела Пенсионного фонда РФ по Беринговскому району
Чукотского автономного округа Лобановой С.А. и Завалишина И.В.,
поддержавших доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ч. обратилась в суд с иском к отделу Пенсионного фонда
Российской Федерации по Беринговскому району Чукотского
автономного округа о перерасчете пенсии и взыскании недоплаченной
пенсии, сославшись на то, что в нарушение требований Федерального
закона от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" ей назначена и
выплачивается пенсия без учета установленного на территории
Чукотского автономного округа районного коэффициента 2,0.
Решением Беринговского районного суда от 17 апреля 2003 года,
оставленным без изменения определением судебной коллегии по
гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 30 мая
2003 года, иск удовлетворен: в пользу истицы взыскана
недоплаченная пенсия в размере 32543 руб. 84 коп. Кроме того, суд
обязал ответчика произвести перерасчет назначенной Ч. пенсии с
применением районного коэффициента 2,0.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11
марта 2004 года дело передано для рассмотрения по существу в
президиум суда Чукотского автономного округа.
Постановлением президиума суда Чукотского автономного округа от
20 октября 2004 года судебные постановления оставлены без
изменения.
В надзорной жалобе представитель отдела Пенсионного фонда
Российской Федерации по Беринговскому району Чукотского
автономного округа Тонян А.С. просит состоявшиеся по делу судебные
постановления отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9
августа 2005 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и
определением от 29 ноября 2005 года передано для рассмотрения по
существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда
РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит
к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения
состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального
права.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 17
декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в
силу данного Закона, по нормам Закона РФ от 20 ноября 1990 года N
340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
пересчитываются в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ. Данный перерасчет предусматривает преобразование
пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года в
расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 4 статьи 29 указанного Закона установлено, что если при
перерасчете трудовой пенсии в соответствии с нормами,
предусмотренными Законом N 173-ФЗ, размер указанной пенсии не
достигает размера, получаемого пенсионером на день его вступления
в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком
размере, то есть предусмотрен порядок, не допускающий снижения
размера пенсионного обеспечения.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии
определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25
лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по
формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 -
2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного)
учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за
любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в
установленном порядке соответствующими работодателями либо
государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за
тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за
период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и
увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная
Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за
исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой
деятельности I степени), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за
каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в
настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к
среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП)
учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к
заработной плате, отношение среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в
Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не
свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях,
в которых к заработной плате работников установлен районный
коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих
в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате
работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до
1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и
местностях, в которых к заработной плате работников установлен
районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (пункт 2 статьи 28
настоящего Федерального закона).
При этом, если установлены разные районные коэффициенты к
заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате,
действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих
непроизводственных отраслей.
Как усматривается из материалов дела, Ч. назначена и
выплачивается пенсия, исходя из указанных положений закона.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили
из того, что в соответствии со статьей 30 Закона Российской
Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях", действовавшей на момент
рассмотрения дела, для граждан, проживающих в районах, где
установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры
трудовых и социальных пенсий определяются с применением
соответствующего районного коэффициента к заработной плате,
следовательно, по мнению судебных инстанций, начисленная истице
пенсия подлежит увеличению на коэффициент 2,0.
Между тем судами при разрешении спора неправильно истолкованы и
применены положения названных законов.
При расчете пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001
года N 173-ФЗ и определении отношения среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в
Российской Федерации, среднемесячный заработок застрахованного
лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы,
в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на
основании нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации и повышенное отношение заработка с учетом районного
коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном
порядке органами государственной власти СССР, федеральными
органами государственной власти (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9).
Таким образом, после введения в действие Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" районный коэффициент
участвует также в формировании размера трудовой пенсии по старости
путем применения при расчетах соотношения среднемесячного
заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в
Российской Федерации.
Увеличение пенсии, начисленной в соответствии с требованиями
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на
районный коэффициент, действующее законодательство не
предусматривает.
При таких обстоятельствах вынесенные судебные постановления
нельзя признать правильными, как противоречащие действующему
законодательству, они подлежат отмене. Поскольку обстоятельства
дела установлены, а судом допущена ошибка в применении и
толковании норм материального права, Судебная коллегия полагает
возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении
требований Ч., не передавая дело на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
Руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Беринговского районного суда Чукотского автономного
округа от 17 апреля 2003 года, определение судебной коллегии по
гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 30 мая
2003 года и постановление президиума суда Чукотского автономного
округа от 20 октября 2004 года отменить и вынести новое решение,
которым в удовлетворении требований Ч. к государственному
учреждению - отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по
Беринговскому району Чукотского автономного округа о перерасчете
пенсии и взыскании недоплаченной пенсии отказать.
|